Из-за картины «До дома» художнику пришлось судиться

Н.К. Пимоненко «До дома»

Николaй Корниилович Пимоненко родился на Украине, в пригороде Киева — Приорке. Он сильно любил своё родину, поэтому рисовал, преимущественно, на национальную тематику. Художник очень реалистично изображал быт крестьянского народа, сочетая его с прекрасными малороссийскими пейзажами.

Н.К. Пимоненко «До дома»
Н.К. Пимоненко «До дома»

Глядя на картины Пимоненко, понимаешь, что перед тобой простые люди, которым не чужды обычные человеческие слабости. Возможно, по этой причине популярность художника была столь велика. Сюжеты его картин печатались на открытках, которые расходились огромными тиражами по всей Российской империи.

Особую популярность приобрели шутливые жизненные истории. Одна из таких картин вызвала скандал и заставила Пимоненко обращаться в суд.

Речь идёт о картине «До дома», которая повествует о подвыпившем мужчине и его жене. На полотне вы видим человека в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он так пьян, что даже не может взобраться на небольшой пригорок. Его поджидают жена и собака, обе настороже.

Жена прячет за спиной палку, чтобы как следует отдубасить непутёвого супруга. Героев окружает красивый украинский сельский пейзаж. Кругом хатки с соломенными крышами, голубое небо, поле. Вдали виднеется река. Умиротворяющая природа прямо противоположна состоянию главных героев сюжета.

Репродукция этой картины украшали многочисленные открытки, которые расходились большим тиражом по всей территории Российской империи. Один такой экземпляр попал в руки фабриканта Николая Шустова, владельца марки «Шустов и сыновья». Он как раз был в поисках этикетки для бутылок новой водки «Спотыкач». Увидев открытку с горе-пьяницей и поджидающей его женой, предприниматель моментально нашёл решение проблемы.

Открытка с репродукций картины «До дома»
Открытка с репродукций картины «До дома»

Вскоре репродукция картины «До дома» украшала новую водку, а Пимоненко получил разгромное письмо от коллег-художников из Общества передвижников:

«Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали «передвижники». — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины «До дома» Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв «Спотыкачъ» дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной…» .

Стоит отметить, что Шустов уже был известным российским фабрикантом и вёл довольно агрессивную рекламную кампанию, которая помогла ему быстро выделиться из общей массы других предпринимателей. Легко представить, как такая реклама могла прославить Пимоненко…

«Скрытая» реклама коньяка Шустова во время войны, 1914 год
«Скрытая» реклама коньяка Шустова во время войны, 1914 год

Получив обвинительное письмо, художник тут же выехал из Киева в Москву. Он встретился с Шустовым, который клялся, что никакой картины он в глаза не видел, а о художнике Пимоненко никогда не слышал. Ему якобы просто понравилась открытка. Хитрый фабрикант предлагал художнику деньги, но тот отказался, отправившись прямо в суд. Формулировка «авторское право» в то время не употреблялось в законодательстве. Но всё же Шустова обязали покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки «Спотыкача».

То, что знаменитый фабрикант взял сюжет картины для распространения своей водки, говорит о том, что Пимоненко максимально точно создал образ этой отечественной беды. Художник рисовал настолько реалистично, словно останавливал кадр кинофильма. Кажется, что как только мы отведём от картины глаза, действие в ней продолжится.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: