Иероним Босх «Извлечение камня глупости», 1475-1480 гг.
Картины художника Иеронима Босха порой шокирую своей эпатажностью и загадочностью. Они наполнены неведомым смыслом, порой понятным только самому автору. Одной из таких странных работ является картина «Извлечение камня глупости», написанная художником в период с 1475-1480 год.
На этой картине мы видим четырёх человек, которые расположились на столе и стуле, непонятно откуда взявшихся посреди поля. Один мужчина с помощью ножа вытаскивает что-то из головы другого. Женщина с книгой на голове оперлась на стол и внимательно смотрит. Монах даёт советы врачевателю. Что же в конце концов здесь происходит? Давайте попробуем разобраться.
Картина называется «Извлечение камня глупости». В Средневековье такая процедура была популярной медицинской операцией. В те времена считалось, что у слабоумного в голове есть камень, а если его вытащить, то человек поумнеет. Операция отражена на многих картинах того периода истории, а не только у Босха.
Процедуру с радостью выполняли всем желающим шарлатаны и мошенники, которые в ту пору ходили по городам и сёлам Нидерландов под видом лекарей. Они предлагали простачкам стать умнее посредством извлечения из их головы камня глупости.
Для этого пациента привязывали к стулу, рассекали ему кожу на лбу, после чего с помощью ловкости рук доставали заготовленный заранее камень, выдавая его за «камень глупости», извлеченный из разреза. Именно такую историю мы и видим на картине Иеронима Босха.
Картина подписана орнаментом, который гласит:
«Мастер, быстро удалите камень. Меня зовут Лубберт Дас»
Имя Лубберт было широко распространено в Нидерландах, но оно также носило и нарицательный характер. Так называли простофиль вроде нашего Иванушки-дурачка. Так вот этот дурачок и доверился лекарю-шарлатану, чтобы стать чуть-чуть умнее.
Об абсурдности операции говорят разные элементы картины. Например, мы видим, что врачеватель достаёт из головы пациента не камни, а цветы, которые искусствоведы идентифицировали как тюльпаны. Тюльпаны в то время считались символом лжи. Перевернутая воронка на голове «лекаря» символизирует его недалёкость, а книга на голове женщины означает «поверхностные знания».
На заднем плане можно разглядеть виселицу и колесо для четвертования. Этими символами автор, возможно, хотел сказал, что мошенников неизбежно настигнет расплата.
Картина написана внутри круга (тондо), что было популярным приёмом того времени. Согласно теории Платона, круг является идеальной фигурой, поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Однако художники Северного Возрождения, в том числе и Босх, вкладывали в образ круга другой смысл, считая его символом всеобщности. Если мы видим такой круг на картине нидерландского средневекового автора, то важно понимать, что он имеет ввиду не единичный случай, а всеобщую проблему.
Картина «Извлечение камня глупости» всегда считалось написанной Босхом, но в последнее время некоторые исследователи начали оспаривать его авторство. Искусствоведы всё больше склоняются к тому, что полотно написано учениками или последователями Иеронима Босха.
В настоящее время нет такой экспертизы, которая может дать однозначный ответ на этот вопрос, а реставрации лишь осложняют дело. Поэтому пока авторство не подвергается жёсткому отклонению и полотно в музее Прадо по-прежнему висит под именем Босха.