Александр Бурак «К сыну за помощью», 1954 год
На этой картине мы видим мужчину средних лет и его старушку-мать, которые находятся в одной комнате, но даже не смотрят друг на друга. В воздухе повисло напряжённое молчание, явно не предвещающее ничего хорошего. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картина принадлежит кисти уральского художника Александра Бурака, который в основном творил в пейзажном и бытовом жанрах. Лучшей его работой в области жанровой живописи стало полотно «К сыну за помощью», созданное в 1954 году.
Есть версия, что картина написана по мотивам реальных событий. Художнику как-то довелось лично наблюдать сцену между сыном и матерью, приехавшей за помощью. Было это так:
В гости к Александру Бураку пришла мать известного и успешного скульптора С*, с которым у того были дружеские отношения. Женщина рассказала художнику, что приехала из деревни, чтобы попросить у сына материальной помощи. Однако скульптор не дал матери денег, сославшись на тяжелые времена, отсутствие заказов и т.д.
На Бурака эта история произвела такое сильное впечатление, что он сразу же набросал этюд, на основе которого чуть позже написал картину «К сыну за помощью».
Но на этом история не закончилась: узнав на картине свою мать, скульптор С* основательно разругался с художником до конца жизни.
Правильно ли поступил Бурак или нет, мы обсуждать не будет. Однако его картина действительно производит сильное впечатление. Художник ясно дал понять, что скульптор и его супруга живут далеко не бедно — в доме ковры, картины, статуэтки, резная мебель, да и одежда главного героя явно куплена не на блошином рынке.
Сразу же становится жалко старенькую маму, которая явно не собиралась досаждать сыну и теперь чувствует себя неловко. Скорее всего, женщина рассчитывала на более тёплый приём, ведь, судя по всему, она давно не видела сына и мало знала о его теперешней жизни.
Сынок же, ковыряется в ногтях, явно ожидая ухода матери. Его жена даже не повернулась к своей свекрови, демонстративно отсев за другую часть стола. Старушку никто не ждал.
Вот что писал об этой картине журнал «Крестьянка»:
«Мать опустила на колени натруженные руки. Горькое раздумье написано на ее лице. Может быть, она думает о том, кого же она вырастила, кому отдала свои силы, здоровье, свою материнскую любовь. В этой картине художник разоблачает всю неприглядность морального облика людей, для которых выше всего собственное благополучие».