Владимир Парошин «Особняк в Мансуровском переулке», 1996 год
Художник Владимир Парошин прославился изображением старинных московских двориков. На его полотнах дома, заборы и скамейки словно оживают, у них появляется душа и какое-то особое очарование. Эта картина мастера знакомит нас с небольшим уютным особнячком в Мансуровском переулке Москвы.
Здесь время словно остановилось. Старинная калитка будто-бы уже не ждёт посетителей, а облупленные стены изгороди словно вот-вот рухнут. Но на самом деле домик жив и по сей день, в нём даже живут люди.
Прославился этот особнячок тем, что здесь снимали знаменитый фильм Рязанова «Жестокий романс». Именно в этих стенах проходил званный обед у Карандышева.
Историю свою дом ведёт с 1822 года. Именно тогда он был зафиксирован в планах Москвы. Тогда особняк принадлежал купчихе Воскобойниковой, но был выкуплен у неё архитектором Александром Васильевичем Кузнецовым в 1915 году и полностью перекроен. В настоящее время это единственный дом в Москве, который находится в потомственном фамильном владении с царского времени.
После революции дом уплотнили, но собственников не выселили. Так им и удалось передавать свой дом из поколения в поколение.
Дому удалось пережить не только революцию, но и войну. Дочь архитектора Кузнецова вспоминала, как её отец стоял на крыше и сбрасывал оттуда горящие зажигалки, пока дети с матерью прятались по углам дома.
Особняк стал съемочной площадкой не только для «Жестокого романса» . Англичане сняли здесь «Обломова», а Сергей Соловьёв использовал усадьбу для фильма «Дом под звёздным небом». Снаружи это был дом Берковича на Соколиной горе, а внутри – дом Кузнецова в Мансуровском переулке.