«Мир Кристины» Эндрю Уайет, 1948 год
Этот портрет считается одним из самых загадочных в истории живописи. Он смог прославить художника Эндрю Уайета и его модель на весь мир.
На картине изображена Кристина Олсон, соседка Уайета по летнему дому в окрестностях города Кушинг штата Мэн. Художник хорошо знал её, и она охотно соглашалась позировать.
С детства Кристина мучилась непонятной неврологической болезнью. К 26 годам она почти не ходила самостоятельно и не могла работать руками. С годами женщина и вовсе потеряла чувствительность стоп и кистей. Но всё же она дожила до 74 лет и скончалась в 1968 году.
Картина «Мир Кристины» создана в 1948 году. В то время Кристине Олсон было уже за 50. Но мы видим на холсте молодую девушку — для неё художнику позировала его жена Бетси. Уайат создавал портрет не самой Кристины, а её души, которая была заложницей больного тела.
Важно отметить, что женщина могла бы передвигаться на инвалидном кресле, но тогда бы ей пришлось привлекать своих близких, а она этого не хотела. Всё свою непростую жизнь Кристина обслуживала себя сама. Она так и ползала всё время по дому и ферме. Эндрю Уайет бесконечно восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.
Сюжет картины
Полулежащая на земле фигура девушки в розовом платье выглядит «как высохшая раковина омара, выброшенная на берег и раздавленная». Именно так художник описывал то потрясение, которое испытал однажды видя Кристину, ползущую в сторону дома. Но в то же самое время эта беспомощная женщина, кажется, черпает энергию из земли: её руки напряжены и неестественно выгнуты, а тело выражает стремление вперёд.
Художник нарисовал ферму Олсонов таким образом, что она видна снизу. С точки зрения ползущей девушки расстояние до неё кажется непомерно огромным. Но бесконечная, выжженная солнцем земля, оборачивается панорамой мироздания, наполняя жизнью фигуру Кристины.
Другие изображения Кристины Олсен
У Эндрю Уайета были и другие портреты Кристины. Художник также рисовал её, сидящей у открытой двери фермы. Её худая фигура совсем не выглядит беспомощной. Во всём образе чувствуется спокойствие и умиротворение. Особую роль играет дующий ей в лицо ветер, который можно заметить по развевающимся волосам Кристины.
Одна из самых важных работ называется «Герани». На этой картине Кристины почти не видно, заметен лишь отсвет на её полосатой рубашке. Художник отмечал, что женщина всегда появлялась в странное время и в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил:
Вы никогда не должны нарочно добавлять жизнь в сцену, но если вы будете тихо сидеть и ждать, жизнь придёт сама — как случайность в правильном месте.
Одна из лучших картин мастера — «Ветер с моря» — также имеет отношение к Кристине. Однажды Уайет зашёл на второй этаж её дома, куда она не поднималась и где не убирались…
Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого — холод по спине.
Картины Эндрю Уайета долгое время оставались малоизвестными и невостребованными, пока «Мир Кристины» не приобрёл Нью-Йоркский Музей современного искусства (МСИ). После этого популярность картины быстро стала расти, а её автор приобрёл мировую славу. Сейчас полотна художника считаются образцом современного американского изобразительного искусства.
Спасибо, очень интересно