«Тройка» Василий Перов, 1866 год
Это полотно, также известное под названием, «Ученики мастеровые везут воду», является самым эмоциональным произведением Перова. На нём художник изобразил троих измученных детей, которые на себе тянут тяжёлый груз пронзительно холодным зимним вечером. На их усталых лицах читаются следы мук, безысходности и страдания.
В то время детский труд активно эксплуатировался всеми, кому не лень. Ребят набирали по деревням, где родители отдавали их по причине крайней нужды. Дети полностью лишались своих прав и принадлежали хозяину, которых нещадно эксплуатировал их. Условия их жизни были ужасными.
К теме детского труда обращались многие художники, поэты и писатели того времени. Василий Перов также решил отдать дань тяжёлым событиям тех лет, создав картину «Тройка».
Натурщиков двух детей по краям художник нашёл легко, но застопорился на мальчике посередине. Он долго не мог подобрать этот образ, поэтому картина какое-то время оставалась незавершённой. Перов искал подходящий типаж везде. Он долго бродил по улица, вглядываясь с лица незнакомых мальчишек.
Однажды Перов встретил на улице старушку с сыном. Вглядевшись в лицо мальчика, художник сразу понял, что это именно тот типаж, который он искал. Он попытался уговорить женщину нарисовать её ребёнка, но та отказывалась, говоря, что это плохая примета. Она считала, что от этого чахнут и даже умирают, но Перову всё же удалось уговорить её.
Из рассказа Перова «Тётушка Марья» :
Я стал объяснять мое желание, стараясь говорить как можно проще и понятнее. Но как я ни ухитрялся, как ни разъяснял, старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.
Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Я по возможности старался уверить ее, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св. евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого.
Во время работы живописец выяснил что женщина вовсе не старая, просто тяжёлая работа и трагическая судьба испортили её внешность раньше времени. Перов также узнал, что мальчика зовут Васей, и что он — последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей.
Васе было 12 лет и мама очень любила его. Пока художник рисовал, она постоянно подходила и поправляла своему сыночку одежду и волосы. Потом села и начал долго рассказывать о своей жизни. Тётушка Марья делилась подробностями своей бедной крестьянской жизни и горькой доли вдовы.
На следующий день мальчик с мамой снова пришли и живописец продолжил работу. Картина удалась, Перов рассчитался с Марьей и проводил её и Васю. Вскоре полотно было куплено Третьяковым, а сам мастер забыл о женщине и её сыне.
Спустя четыре года к художнику пришла старуха, в которой oн с трудом узнал мать Васи. Она ещё больше состарилась за это время. Крестьянка рассказала, что её сын заболел оспой и умер в прошлом году. Она попросила у Перова купить картину с изображением Васи, на что хотела потратить последние сбережения.
Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел несчастную мать в галерею, где та упала на колени перед «Тройкой» и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине, а в ответ получил длинное письмо с благодарностями.