Гуго Мерле «Покинутые», 1872 год
На этой картине изображена женщина, сидящая на земле возле деревянной калитки. У неё на руках лежит младенец, который, вероятно, в настоящее время спит. Молодая мать растрёпана и расстроена, присмотревшись, можно увидеть слезу на её щеке. Как же драма произошла в жизни этой женщины? Попробуем разобраться.
Картина называется «Покинутые», из чего следует, что мать с ребёнком брошены на произвол судьбы. Скорее всего, женщина стала жертвой соблазнения, после чего забеременела, однако отец малыша на захотел брать её в жёны.
В 19 веке быть матерью-одиночкой считалось большим позором. Если молодой незамужней женщине, проживающей с родителями, вдруг случалось забеременеть , то её с позором выгоняли из дома, вынуждая перебираться в те места, где её никто не знал. Изгнанные вынуждены были скитаться по углам и каморкам, жить впроголодь, страдать от холода и болезней.
Фактически молодые одинокие матери были обречены на медленную, мучительную и позорную смерть. Именно такая судьба и ожидает героиню картины Гуго Мерле «Покинутые».
Чтобы усилить трагизм сюжета, художник изобразил на заднем плане свадьбу. Вероятно, женихом является именно отец ребёнка нашей героини. Он нашёл себе более выгодную партию, совершенно не задумываясь о том, что ждёт соблазнённую им когда-то женщину и их общего малыша.
Теперь молодой матери придётся как-то выживать на улицах города. Она будет вынуждена либо попрошайничать, либо сдать ребёнка в приют, чтобы самой устроиться на работу. Шансов на счастливую и спокойную жизнь у этой женщины практически нет.
Рождение ребенка ставило мать и дитя фактически на грань голодной смерти в условиях отверженности обществом. В отчаянии молодые матери отдавали своих новорождённых детей в работные дома, где их шансы на выживание были минимальны, совершали акты детоубийства или же обращались к людям, бравшим детей на воспитание. Но обычно эти люди на самом деле специализировались на медленном умерщвлении внебрачных детей, отданных под их опеку.
Возможно, летом этой женщине ещё можно будет как-то прожить со своим малышом, но зимой она будет вынуждена принимать жестокие меры, чтобы выжить.
Картина написано очень реалистично. Художнику удалось не только тщательно изобразить все детали, но и наполнить полотно эмоциональной чувственностью. Чего только стоит хрустальная слеза на щеке несчастной и её растрёпанные волосы.
Особое внимание художник уделил ребёнку, который похож на маленького ангелочка. Пока он беззаботно и уютно спит на руках своей мамы, не осознавая масштаба будущих страданий.
Его светлая голова и пухлые розовые щёки говорят о том, что пока малыш здоров и сыт, героине удаётся хорошо заботится о нём даже в тяжёлых условиях.
В общем образе этой женщины есть некие отсылки к образу мадонны с младенцем. Да и в целом картина не создаёт удручающего впечатления.
Будем надеяться, что кто-то поможет несчастной матери, и её жизнь сложится относительно благополучно.