Фирс Журавлёв «Приезд извозчика на родину», 1868 год
Сегодня поговорим о картине «Приезд извозчика на родину» Фирса Журавлёва. На ней можно увидеть простую семью русских крестьян: мужа, жену, ребёнка и родителей. Поскольку в прошлом женщины всегда жили в доме мужа, то, вероятнее всего, перед нами свёкр и свекровь. Зрителю сразу видна конфликтная ситуация между этими людьми. Что же у них произошло? Давайте попробуем разобраться.
Работа художника называется «Приезд извозчик а на родину», а значит, глава молодой семьи только-только вернулся из длительной поездки, где он был на заработках. В те годы извозчики уходили «в извоз» на несколько месяцев, а иногда и на полгода. Поэтому могли быть и сюрпризы по возвращении домой, как, например, на этой картине.
Художник изобразил мужчину только что вошедшим в дом. В его руке мы видим красный шёлковый платок, вероятно, его он привёз в подарок жене. Однако он совсем не ожидал увидеть свою супругу беременной. Муж сильно озадачен сложившейся ситуаций, постепенно его охватывает злость.
Мужчину спешить успокоить мать, обнимая его за плечи и словно останавливая от рукоприкладства. Хотя если посмотреть с другой стороны, наоборот, можно увидеть, будто свекровь нашёптывает клевету на свою невестку.
На заднем плане стоит еле заметный свёкр и внимательно следит за конфликтом. На всякий случай, он взял в руки хлебную лопату, чтобы вмешаться, если ситуация выйдет из-под контроля. Учитывая, что в те времена было распространено снохачество, то отцом ребёнка вполне мог быть сам свёкр. Поэтому он и прячется возле двери, понимая, что у самого рыльце в пушку.
Лицо самой женщины совсем не выражает страха. Она хорошо понимает, что может быть побита собственным мужем. Хотя, возможно, будущий ребёнок не нагулянный, просто, когда муж уехал, срок был ещё очень мал, а то и вовсе ребёнок был только зачат. Поэтому женщина может быть совсем не виновата, а гнев муж совершенно не обоснован.
Особого внимания на картине заслуживает сынок, который сильно испугался. Возможно, он даже не признал отца, поэтому крепко прижимается к матери, стремясь защитить её от сердитого мужчины.
На картину обратил внимание Павел Третьяков, но так и не купил её для своей галереи. Однако работа не затерялась, а стала частью экспозиции Государственного художественного музея республики Беларусь.