Павел Федотов «Завтрак аристократа» («Не в пору гость»), 1849-1850
Художник Павел Федотов любил писать картины на тему бытовой живописи. Он нередко черпал вдохновение в художественной литературе и газетных публикациях. Так, созданием картины «Завтрака аристократа» мастер обязан фельетону И. Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху», который напечатал журнал «Современник» в 1848 году.
В своём фельетоне автор насмехается над столичными франтами.
«Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать», — писал И. Гончаров в своей работе.
Автор также рекомендует приезжать в таким людям внезапно и заставать их врасплох, чтобы увидеть их реальное материальное положение. Именно этот сюжет и изобразил на своём полотне Павел Федотов. На этой картине мы видим, что главный герой прикрывает книжкой краюху чёрного хлеба. Так что же на самом деле здесь происходит?
Современному зрителю трудно оценить убранство комнаты, но жители XIX века, понимали, что комната обставлена дорогими предметами. Сам франт одет по последней моде: на нём шёлковые красные штаны, турецкие туфли, восточная парчовая шапочка и даже пудель подстрижен под льва. Вот только, если рассмотреть картину получше, становится понятно, что герой не так уж и богат.
Мы видим на столе красный кошелёк, который широко раскрыт и… совершенно пуст. Кусочек чёрного хлеба — это единственное, что сегодня франт может себе позволить. Но при этом он хочет, что окружающие по-прежнему считали его богатым. Именно поэтому неожиданный приход гостя так напугал мужчину.
Визитёр ещё не вошёл в комнату — видна только его рука. Пока у него есть несколько секунд, наш герой судорожно спешит прикрыть рукой чёрный хлеб. О приходе гостя никто не предупредил, значит горе-франт даже не в состоянии содержать прислугу.
Куда же пропали все его деньги? Присмотревшись, мы можем увидеть на полу остатки игральных карт. Вероятно, герой — заядлый картёжник и именно так он и промотал своё состояние.
Изначально картина назвалась «Не в пору гость». Второе название «Завтрак аристократа» появилось уже после смерти художника. Оно долго не приживалось, так как зрители не могли понять, почему человека на картине называют аристократом. Он ведь только хочет казаться таким. Этот типаж в то время называли «царьком среднего света» и высмеивали во многих литературных и художественных произведениях.