Поль Гюстав Доре «Бродячие артисты», 1874 год
На этой картине мы видим семью цирковых артистов, которые ведут кочевой образ жизни. Папа работает акробатом, мама выступает с совой и собачкой, а также гадает, что можно понять по разложенной вокруг неё колоде карт. Однако сюжет полотна несёт грустный посыл — мы видим, что что-то случилось с мальчиком.
Художник изобразил ребёнка в выраженных светлых тонах, которые ярко контрастируют с тёмным фоном заднего плана картина. Малыш представлен здесь мучеником, который пострадал из-за жажды наживы родителей. Что же скрывает этот трагический сюжет?
Все герои картины — цирковая труппа, которая ездит по городам, чем и зарабатывает себе на жизнь. В то время уличные выступления были обычным делом. Собственно, из таких кочующих артистов и вырос в итоге цирк, который существует сегодня.
Обычно бродячие артисты не голодали, но и не имели хорошего достатка. Их заработок зависел не только от качества выступления, но и от дружелюбия публики, а также от её материального благосостояния.
Часто, чтобы привлечь зрителей, бродячие циркачи старались сделать необычные и впечатляющие номера. В данном сюжете мать и отец привлекли к представлениям и своего малолетнего сына, которому едва исполнилось пять-шесть лет. Он, судя по всему, ходил по канату или выполнял другие акробатические трюки, но не смог удержать равновесия.
Художник Поль Гюстав Доре лично был свидетелем этой сцены. Мастер был настолько поражён ею, что решил создать картину со схожим сюжетом. Живописец с одной стороны сочувствует горю родителей, а с другой — негодует, поскольку они сами подвергли своего сына смертельной опасности. Доре так писал в своих воспоминаниях:
Он умирает. Я хотел изобразить растерянность в глазах родителей, которые превратились в настолько закаленных существ, почти зверей, ведь для того, чтобы заработать деньги, они убили своего ребенка и, убив его, они обнаружили, что, оказывается, они имеют сердце и пришло позднее раскаяние.
Эта история надолго запала в душу художника, поэтому он писал эту картину дважды с разницей более 20 лет. Первый вариант был создан в 1853 году и получил название «Семья акробата».
Здесь вся театральная атрибутика осталась за кадром. Мы видим лишь семью, которая переживает страшное горе. Отца художник изобразил в чёрном цвете и сделал его похожим на дьявола. Но акробат уже понял свою вину, возможно даже корит себя за случившееся. В глазах мужчины видны слёзы.
Во втором варианте картине ситуацией поражены все её герои. Даже маленькая собачка, кажется, сочувствует убитым горем родителям.
После просмотра этой картины вспоминается история гуттаперчевого мальчика, описанная Дмитрием Григоровичем и знакомая нам из детства.
Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер.
Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят.
Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны.
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.