«Запорожцы», Илья Репин, 1880 — 1891 годы
Сюжет к этому шедевру Репин взял из легенды, согласно которой во время русско-турецкой войны султан послал запорожцам требование покориться ему как «владыке всего мира и наместнику бога на земле» . Запорожцы ответили на это письмо, не стесняясь в выражениях. Атмосфера и настроение казаков, сочиняющих текст ответа, и легли в основу знаменитой картины.
Ответ запорожцев по списку Н. И. Костомарова в дореформенной орфографии:
Ти шайтанъ турецкий, проклятого чорта братъ и товарищъ и самого люциперя секретаръ! який ти въ чорта лицарь, чорть с..е, а ти и твое військо поживае. Не будешъ ти годенъ синівъ християньскіхъ підъ собою мати; твого війська ми не боімося, землею и водою будемъ биться ми зъ тобою. Вавилонский ти кухарь, македонський колесникъ, іерусалимський броварникъ, александрийський козолупъ, великого й малого Египта свинарь, армянська свиня, татарьский сагайдакъ, камінецький катъ, подольський злодіюка, самого гаспида внукъ и всего світа и підсвіта блазень, а нашого бога дурень, свиняча морда, кобиляча с..ка, різницька собака, некрещений лобъ, …. бы твою чортъ паривъ! Оттакъ тобі козаки відказали, плюгавче, не вгоденъ еси матери вірнихъ християнъ. Числа не знаемъ, бо календаря не маемъ, місяць у небі, а годъ у книжиці, а день такий у насъ якъ у васъ, поцілуй за се въ г…о насъ!
Кошовий отоманъ Сірко со всімъ кошомъ запорозькимъ.
Репин славился своим тщательным подходом к созданию картин. Для того, чтобы лучше изобразить окружающую обстановку, он путешествовал по Запорожью и делал зарисовки. Вместе с Валентином Серовым они долго бродили по Хортице, исследуя местность и быт казаков.
Моделями для «картинных» запорожцев стали известные люди. Например, писаря Репин срисовывал с историка Дмитрия Яворницкого, а натурщиком для атамана Сирко ( в чёрной шапке и с лихо закрученными усами) стал писатель Владимир Гиляровский. Для смеющегося толстяка, который изображал самого Тараса Бульбу, позировал профессор Петербургской консерватории Александр Рубец.
Любопытны многие детали картины. Например, один из казаков сидит без рубашки, что может показаться странным. Но если присмотреться, то рядом с ним можно увидеть колоду карт. Оказывается, он банкомет, то есть человек, раздающий карты. В те времена такие люди обычно снимали верхнюю одежду, чтобы доказать свою честность, ведь в таком случае нельзя было спрятать карту в рукав.
Просто удивительно, как потрясающе Репин отмечал все детали. Это говорит о том, что художник очень серьёзно относился к работе.
Некоторые современники Репина критиковали картину за то, что она, по их мнению, была «исторически недостоверной». Однако судьба полотна сложилась более чем удачно. «Запорожцы» с успехом выставлялись в России и за рубежом, после чего картину купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Она оставалась в царском собрании до революции, а потом попала в коллекцию Русского музея.