Квентин Массейс «Уродливая герцогиня», 1513 год
На этой картине мы видим уродливую пожилую женщину, которая одета довольно откровенно для своих лет.
Старуха явно одета по моде, но её огромный чепец, который украшал женщин того времени, только подчёркивает её уродство. Глубокое декольте демонстрирует дряблую грудь женщины. На её пальцах кольца, а в руках бутон розы. Это явно намёк на то, что женщина даже в таком возрасте хочет нравится мужчинам и даже намекает на флирт.
При этом черты лица дамы настолько уродливы, что больше напоминают карикатуру, чем лицо реального человека. Кто же эта женщина и почему она так выглядит?
Считается, что на этой картине изображена Маргарита Тирольская по прозвищу Маульташ, что в переводе означает «рот кошельком». Рот героини действительно чем-то напоминает большой кошелёк.
Однако картина была написана в 1513 году, а Маргарита скончалась в 1369 году, поэтому художник никак не мог её видеть.
Картина была написана по эскизу Леонардо да Винчи, сделанному в 1490 году, однако Леонардо тоже никак не мог знать, как выглядела графиня.
Почему же художники изображали её уродливой?
Маргарита была выдана замуж в 11 лет за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского. В силу столь юного возраста семейных отношений между супругами не было, они жили каждый сам по себе.
После смерти своего отца в 1335 году Маргарита стала правительницей Тироля. Она заявила, что не состоит с супругом в фактических брачных отношениях и изгнала его из Тироля.
Причём изгнала позорно — однажды, вернувшись с охоты, он обнаружил двери замка запертыми. Несколько дней он ночевал под открытым небом, так как никто не посмел его приютить, опасаясь гнева Маргариты. В конце-концов один епископ приютил его и Иоганн, конечно, затаил лютую обиду на супругу.
Его гнев возрос, когда он узнал, что Маргарита вышла замуж второй раз. Однако первый муж не дал ей развод, из-за чего Маргарита и её новый муж были отлучены от церкви.
Бывший муж Маргариты, желая ей отомстить, стал распускать о ней нехорошие слухи, чтобы опорочить её репутацию. В том числе и отсутствие с ней брачных отношений объяснял тем, что якобы испытывал к ней отвращение из-за уродливой внешности.
Люксембургские и богемских авторы, которые отрицательно относились к разводу Маргариты с Иоганном Генрихом и её второму браку с Людвигом Виттельсбахом упоминали её в своих работах, как одну из самых уродливых женщин, к тому же лёгкого поведения.
Так, благодаря проискам недругов, Маргарита Маульташ вошла в историю, как самая уродливая герцогиня.
При этом доподлинно неизвестно, как выглядела графиня Маргарита. По описанию её современника, хрониста Иоганна из Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной. Известно единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской сохранилось на её личной печати. На ней изображена стройная женщина в полный рост средней внешности.
Поэтому оснований считать, что на портрете Квентина Массейса изображена именно Маргарита Тирольская практически нет. Скорее всего, художник воссоздал на полотне собирательный саркастический образ, давший начало такой форме искусства как карикатура.