Алексей Транковский «Девушка у забора», 1895 год
На этой картине мы видим молодую цыганку, которая перелезает через забор с петухом в руке.
Судя по всему, художник изобразил здесь момент кражи. Рано утром, когда хозяева ещё спали, цыганка пробралась во двор и украла петуха. Теперь девушка спешит покинуть двор через забор, тревожно оглядываясь по сторонам.
В былые времена цыгане вели кочевой образ жизни. Они путешествовали целым табором перевозя свой скарб на арбах и повозках. Периодически они останавливались на какое-то время возле города или села и пытались как-то заработать.
При этом характерная для цыган лень и полная беспечность заставляли их скорее выпрашивать или воровать, чем приниматься за какое-нибудь дело.
Женщины в основном промышляли гаданием, ворожбой и выпрашиванием милостыни, а по ночам воровали кур.
Причём воровство среди цыган считалось даже престижным. Самыми уважаемыми цыганами были конокрады. А вот женщины-цыганки промышляли именно воровством кур. Было даже такое выражение: «Что это за цыганка, которая не умеет курицу украсть?»
В каждом регионе цыгане имели свои характерные особенности. Цыганка на картине Транковского очень легко одета и имеет не так много украшений. Мы видим на героине всего несколько бус, по одному браслету на каждой руке и простенькие серёжки. При этом обычно цыганки носили по многу браслетов, различных ожерелий и монист и массивные серьги.
Художник Алексей Транковский был родом из Смоленской губернии. Он часто рисовал жанровые картины с жителями своей местности. Возможно, ситуацию с цыганкой он увидел в одном из местных сёл и изобразил на полотне.