Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год
«Купчиха за чаем» представляет любимый образ Кустодиева — дородную молодую даму с круглым лицом и здоровой улыбкой. На этой картине женщина изображена на фоне голубого неба и башен белокаменных церквей. Она неторопливо пьёт чай и наслаждается тёплым летним днём.
Моделью для героини картины Кустодиеву послужила реальная женщина, правда она не была купчихой. Художник использовал образ баронессы Галины Адеркас, астраханской дворянки. Баронесса имела пышные формы и соответствовала художественному вкусу Кустодиева, говорившего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Большую роль в картине играют детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, семейная пара, пьющая чай на соседнем балконе, провинциальный город с церквями, а также великолепный накрытый стол, который буквально ломится от изобилия. Любопытно, что кота художник наградил некоторыми чертами лица хозяйки, создавая определённую иронию.
Галина Адеркас была довольной пышной, но всё же не настолько, как это выглядит на картине Кустодиева. Если сравнить эскиз с конечным вариантом, то видно, что художник преувеличил габариты натурщицы.
Картина, пышущая изобилием, была написана в голодном 1918 году, когда большевики навсегда уничтожили купечество и весь привычный уклад жизни. Сам Кустодиев в этот период переживал большую нужду, хотя и много работал. Его семья была вынуждена продавать личные вещи, чтобы выжить.
Художник бежал от серости, холода, голода и разрухи в былую патриархальную Русь, которую создавал на своих полотнах. Так появились пышнотелые «кустодиевские красавицы», которые населяли особый сказочный мир, где сохранился разрушившийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах.