Илья Ефимович Репин «Проводы новобранца», 1879 год
На этой картине мы видим, как большая семья прощается с молодым парнем. Все окружили его и не хотят отпускать. Даже соседи прибежали, чтобы посмотреть на эту грустную сцену. Куда же отправляется мужчина?
Картина называется «Проводы новобранца, а, значит, парень идёт служить в армию. Сюжет этого полотна вполне реалистичен — Репин подсмотрел его, когда прогуливался по усадьбе Абрамцево, находясь в гостях своего друга Саввы Мамонтова. Так художник искал интересные идеи для своих полотен.
В одном крестьянском дворе Илья Ефимович увидел сцену прощания перед уходом в армию и сразу решил запечатлеть её на своём полотне. Картина вышла очень живой, эмоциональной и реалистичной. Она хорошо передаёт настроение крестьян, их горе, печаль и подавленное состояние.
Чтобы понять людей на этой картине, важно вспомнить, что в царской России люди служили не один год, как сейчас. При Петре I вообще в солдаты уходили пожизненно, а выбирали их из деревни при помощи жребия. Потом законы немного смягчились.
Екатерина Великая ограничила срок служба 25 годами, а при Александре II солдат отпускали домой по истечении семи лет действительной службы. Но даже семь лет — это довольно долгий срок. Именно поэтому семья так не хочет отпускать в неизвестные края своего сына. Ведь он запросто может попасть на войну и больше никогда не вернуться домой.
Репин очень реалистично изобразил проводы. В прощании задействован каждый персонаж картины. Даже собака чувствует, что её хозяин уходит. Она тоже стоит около новобранца и хочет попрощаться вместе со всеми.
Художник на картине уделил большое внимание и быту крестьян. Здесь и деревянный дом, и сени, и костюмы на людях. Все это прекрасно передает дух того времени.
Тогда в армию призывали при достижении совершеннолетия, которое наступало в 21 год, поэтому мы видим, что новобранец на картине уже не мальчик. Некоторым давалась отсрочка от службы или полное освобождение от призыва. В основном это происходило из-за проблем со здоровьем или слабого физического развития.
Репин изобразил уже самую последнюю сцену проводов — солдат уже уходит. Но этому, скорее всего, предшествовал целый обряд, который на Руси был не менее важным, чем похоронный или свадебный. Некоторые традиции рекрутских гулянок даже дошли даже до наших дней: во время застолья поют солдатские песни и провожают новобранца всю ночь до утра.