Морские пейзажи получались у Айвазовского особенно хорошо и реалистично. Они словно переносят зрителя на место событий и окунают его в прохладу морского бриза и летнего вечера.
На картине «Лунная ночь. Берег моря» художник изобразил свою родную Феодосию в период полнолуния. Ночное светило мягко плывёт между облаков, озаряя всё прозрачным сиянием. Красавица-луна освещает склоны гор, волны, строения и гуляющих по берегу людей. Всё вокруг словно погружено в ночную безмятежность.
На картине изображён вид с холма или другой возвышенности. Освещённое лунным сиянием побережье выглядит мистически красиво. От этого завораживающего пейзажа просто невозможно оторвать взгляд. Художник словно переносит нас в свою «лунную» реальность, погружая в атмосферу XIX века.
Айвазовский любил рисовать Феодосию со стороны башни Святого Константина, да и саму башню, в которой генуэзцы, защищавшие средневековую Кафу, когда-то хранили запасы оружия. Согласно легендам, дверь оружейного склада имела три замка, ключи от которых хранилисьу двух самых уважаемых граждан Кафы, а третий у коменданта крепости. Арсенал необходимо было сберечь любой ценой, поэтому он тщательно охранялся военным гарнизоном.
В XIV веке эта башня замыкала внешнюю оборонительную линию. С ней ассоциируются многие пейзажи Феодосии в её допортовый период. В настоящее время башня неплохо сохранилась, хотя сильно пострадала во время Второй мировой войны и подвергалась реставрации.
Вдалеке мы видим горный хребет Тепе-Оба, который защищал Феодосию с юго-запада. В древности там был некрополь, в раскопках которого принимал участие и сам Айвазовский.
У художника есть и другие подобные пейзажи Феодоссии, сделанные немного с другого ракурса. Например, к ним относится Лунная ночь 1980 года.
Здесь мы вид всё то же побережье, тот же холм и ту же башню Святого Константина. Однако художник захватил ещё балкон своего дома, увитый плющом и озарённый лунный светом. В этом доме находилась галерея Айвазовского, которая пользовалась большой популярностью у туристов.
Галерею открыл сам живописец в 1845 году, создав таким образом первый В Российской империи музей одного художника. При жизни мастера это место также играло роль и концертного зала, где часто выступали известные музыканты. Здесь проходили и другие культурные мероприятия. Галерея работает и принимает гостей и в наши дни.
В наше время дом-музей Айвазовского расположен в самом центре города, но по картинам художника можно составить представление о том, каким было это место в конце позапрошлого века. Благоустроенная Итальянская улица завершалась башней Святого Константина. Потом шла Генуэзская улица, где передвигаться можно было по песку, наступая на воду, чтобы обогнуть старинную башню. Освещением здесь служила лишь полная луна.
Айвазовский очень любил Феодосию и посвятил ей множество полотен. Все свои картины мастер создавал на одном дыхании. Шедевр был готов всего через несколько часов. При этом большая часть времени уходила на фон и море. Остальное же рисовалось быстро и не занимало много времени. Именно поэтому море в произведениях художника выглядит так реалистично и приковывает взгляды. Так создавал свои творения гениальный маринист Иван Айвазовский.