Сергей Герасимов «Мать партизана», 1943-1950 годы
Эта картина является одной из самых драматичных работ, написанных советскими художниками по мотивам ВОВ. На ней изображена обычная русская женщина, известная нам ещё со слов классиков: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
При первом же взгляде на полотно становится понятно, что сюжет относит нас в русскую деревню времён Второй мировой войны. Сюда пришли фашистские захватчики, разрушающие всё на своём пути. Они убивали простых людей, сжигали их дома, разоряли хозяйства, оставляя после себя обугленные руины.
Многие жители деревень, по каким-то причинам не попавшие на фронт, уходили в партизаны, чтобы вести добровольную борьбу с немецкими солдатами. Партизан фашисты боялись больше всего, поскольку те очень умело маскировались и действовали непредсказуемо.
Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.
Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление.
Приходя в деревни, немцы сразу же требовали от местных жителей выдать им партизан. Часто под пытками людям приходилось рассказывать о том, что они знали.
На картине Герасимова «Мать партизана» вы видим, что фашистам как-то удалось вычислить и схватить молодого партизана — этот паренёк стоит на заднем плане в руках немецкого солдата. На переднем плане стоит его мать, которая вступила в противоборство с немецким офицером.
Художник специально сделал передний план более чётким, а задний фон немного размыл. Так он сконцентрировал внимание зрителя на фашисте и бесстрашной русской женщине, которая стеной стала на защиту своего сына и родной земли.
Герасимов писал картину «Мать партизана» довольно долго — целых семь лет, начав её в разгар войны и закончив только в 1950 году. Работа была высоко оценена критиками, которые отметили, что немецкий офицер выглядит жалким на фоне смелой русской женщины.