Чем недовольна монахиня на этой картине

Матвеев Николай Сергеевич «Против воли постриженная» 1887 год

Матвеев Николай Сергеевич «Против воли постриженная», 1887 год

На этом полотне мы видим монахиню средних лет, которая держит свечу и крест. На полу лежат ножницы и прядь волос, а значит женщину постригли только что. Сзади стоят двое мужчин, один из которых явно доволен ситуацией. Второй является священнослужителем и не показывает никаких чувств по поводу случившегося.

Матвеев Николай Сергеевич «Против воли постриженная», 1887 год
Матвеев Николай Сергеевич «Против воли постриженная», 1887 год

Картина называется «Против воли постриженная», а значит женщина оказалась в монастыре против своей воли. Она явно недовольна уготованной судьбой и не хочет провести свои дни в душной монашеской келье. За что же она могла сюда попасть?

Произведение Матвеева отсылает нас к историческим событиям, которые происходили сотни лет назад. Тогда насильный постриг ожидал многих представительниц царских фамилий, которые могли выйти замуж только за юношу монаршей династии, а таких хватало далеко не всем. Так и отправлялись знатные и богатые девушки в монастырь в расцвете своих лет. Иногда для таких монахинь строились отдельные кельи и храмы, могла даже быть прислуга.

Однако от монастыря не были застрахованы и замужние царицы. Царь легко мог отправить на постриг опостылевшую или бездетную супругу. Об этом хорошо написал немецкий путешественник Адам Олеарий:

«Если супруги надоедят друг другу и не могут более жить в мире и согласии, то исходом из затруднения является то, что один из супругов отправляется в монастырь. Если так поступает муж, оставляя свою жену, а жена его получит другого мужа, то первый может быть посвящён в попы, даже если он раньше был сапожником или портным.
Мужу также предоставляется, если жена его оказывается бесплодною, отправлять её в монастырь и жениться через шесть недель на другой. Примеры подобного рода даны и некоторыми из великих князей, которые, не будучи в состоянии произвести со своими супругами на свет наследника или получая лишь дочерей от них, отправляли жён в монастыри и женились на других.

Первой их таких жён стала Соломония Сабурова, супруга Василия III. Они прожили в браке 20 лет, но царица так и не родила наследника. Царь сослал её в монастырь, а сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему долгожданного сына. Этот мальчик впоследствии стал печально известным Иваном Грозным.

Соломония Сабурова
Соломония Сабурова

Ходили слухи, что Сабурова попала в монастырь уже беременной и родила там сына, назвав его Георгием. Дальше версии расходятся. Согласно одной из них, ребёнок умер в младенчестве, согласно другой — царица спрятала его у надёжных людей, а всех убедила в смерти малыша.

На картине Николая Матвеева предположительно изображена супруга Петра I Евдокия Лопухина. Царя женили на ней, не спросив его согласия. В браке родилось трое мальчиков, выжил из которых лишь один — Алексей.

Евдокия старалась быть хорошей женой, но Пётр так и не полюбил её. Промучившись в браке 10 лет, царь сослал опостылевшую супругу в монастырь. 29-летняя женщина, конечно, не хотела там находиться, но выбора у неё не было. Пётр не давал денег на содержание Евдокии, но к неё всё равно относились, как к государыне. Царя это очень злило и он даже обвинял бывшую жену в заговоре.

Евдокия Лопухина
Евдокия Лопухина

В монастыре Евдокия, в основном, жила как мирянка и даже умудрилась завести там роман. Она познакомилась с майором Степаном Глебовым и полюбила его. Они тайно встречались некоторое время. В то время Пётр сильно злился, что Евдокию многие поддерживают и уважают. Он послал к ней в монастырь капитана-поручика Скорнякова-Писарева, чтобы тот разведал, нет ли заговора. Скорняков-Писарев узнал о романе и доложил царю, в результате Глебов был казнён и умер в страшных муках.

После смерти Петра и Екатерины I, на трон взошёл Пётр II, внук Евдокии. Он вернул бабушку в Москву и заботился о ней. Её даже иногда видели при дворе. Бывшая царица жила в Новодевичьем монастыре и умерла в 62 года.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Чем недовольна монахиня на этой картине
Эмма Браунлоу «Подкидыш возвращается к матери», 1858 год
Мать забирает свою дочь из приюта. Но зачем она сдала её туда?