Василий Суриков «Взятие снежного городка», 1891 год
На этой картине Суриков изобразил ключевой момент старинной народной игры, которая славилась среди сибирских казаков. По традиции, этот шуточный бой устраивали в последний день Масленицы. Художник, выросший в Красноярске, много раз видел её в юные годы.
«За Красноярском, на том берегу Енисея, я в первый раз видел, как „городок“ брали. Мы от Торгошиных ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь чёрный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался».
Суть игры заключалась в том, что на Масленицу строился снежный городок. Участники игры разделялись на защитников и нападавших. Специальный человек на лошади объезжал крепость, читал шутки-прибаутки, после чего подавал знак к бою.
Нападающие быстро кидались на приступ крепости, а защитники несли оборону: пугали коней, лупили их хворостинами и метлами, кричали. Лошади шарахались, что вызывало смех и веселье зрителей.
Один из всадников должен был прорваться сквозь ряды защитников, въехать в ворота и сбить снежную перекладину. Победителя качали на руках, купали в снегу, угощали блинами и сладостями.
В произведении «Взятие снежного городка» художник описал кульминационный момент игры, когда один наездник смог пробиться к воротам крепости. Композиция картины очень динамична, кажется, что кони и люди вот-вот оживут. Зритель будто вовлечен в игру, чувствуется морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.
В левой части полотна изображены обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу.
Справа мы видим дворян на санях, которые не менее увлечены происходящим.
Художник писал картину в Красноярске. В создании сюжета и поисках образов Сурикову помогал его родной брат, а также местные крестьяне-сибиряки, которые специально для него построили подобный городок. Некоторые из них даже позировали мастеру.
На полотне живописец изобразил молодецкий задор всадника-победителя. Румяные и радостные лица сибиряков, глядящих на это зрелище, исполнены жизненной силы.
Художник старался тщательно прорисовать каждого персонажа, придать им индивидуальность и подчеркнуть сильную эмоцию. При близком рассмотрении картины становиться ясно, что мастер произвёл очень кропотливую работу. Натурщиками Сурикову послужили многие родные и знакомые художника. Например, повёрнутый к зрителю усатый барин в санях — это брат художника Александр.