Геннадий Добров «Прощальный взгляд», 1982 год
На этой картине мы видим мужчину, который лежит в забытьи на некоем подобии кровати. В руке герой сюжета держит топор, а вокруг него царит хаос и разруха. У дверей стоит женщина с ребёнком, готовящаяся уйти. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал художник Геннадий Добров, который предпочитал воплощать на холсте правдивые вещи. Мастер хотел без прикрас показать даже самые неприглядные стороны человеческой жизни, из-за чего его работы долгое время не хотели демонстрировать широкой общественности.
В частности, Добров много ездил по интернатам, где содержались инвалиды войны, спрятанные он людских глаз «заботливым правительством». Там он сделал целый цикл зарисовок «Автографы войны», однако их не хотели показывать широкой общественности целых шесть лет.
Картину «Прощальный взгляд» художник задумал, чтобы увековечить историю его собственной сестры. Будучи пианисткой, она вышла замуж за скрипача, выпускника той же консерватории, однако музыкант не смог грамотно распорядиться ни своим талантом, ни своей жизнью в целом. Он начал сильно пить, и в итоге спился окончательно. Жена забрала дочку и ушла от него. На своей картине Добров изобразил именно этот момент.
По лицу женщины видно, что она очень сожалеет о том, что так сложилась их жизнь, но ничего не может поделать. Оставаться в этом аду было бы сродни самоубийству, тем более, что такая обстановка очень негативно влияла на ребёнка.
На картине хорошо видно, что отец семейства пьёт давно, причём подолгу не выходит из запоев. В состоянии опьянения мужчина разносит квартиру и гоняет домочадцев. В его руках мы видим топор — видимо, перед тем как отключиться, пьяница разгромил валяющуюся рядом табуретку.
Конечно, написав эту картину, Добров хотел показать её широкой общественности. Он чувствовал, что работа и сюжетом своим, и исполнением заденет зрителя за живое. Вот только выставлять «Прощальный взгляд» на всеобщее обозрение не спешили. Когда художник принёс своё творение выставку в МОСХ, коллеги назвали картину мерзостью.
Из воспоминаний Геннадия Доброва:
Обратился к Борису Георгиевичу Лукьянову, редактору журнала «Художник», он посмотрел на «Прощальный взгляд» и говорит: «Нет, Гена, нельзя твою картину просто так показывать. Члены редакции против, секретари Союза тоже против… Сергей Петрович Ткачёв подвёл при развеске к картине делегацию ЦК ВЛКСМ и жалуется: «Мы ему говорим – убери из рук алкоголика топор, а он не убирает!» Запретил подходить к ней и телевизионщикам. А мне заявляет: «Ты, небось, думаешь, что твоя картина гениальна? Нет, нет и нет, голубчик. Нам такой реализм не нужен». Я написал апелляцию… Не помогло.
Впервые «Прощальный взгляд» отважились повесить на весенней выставке в выставочном зале на улице Беговая в 1984 году. Полотно произвело фурор, количество посетителей выставки росло с каждым днём.
Тогда для Доброва каждый день был праздником. Он приходил в зал и садился в уголке делать зарисовки. Многие его узнавали, задавали вопросы.
В январе 1985 года в мастерской художника произошёл пожар, сгорело много картин, но «Прощальный взгляд» уцелел. Уже в декабре 1985 года картина появляется на выставке «Советская Россия» в Манеже. Снова аншлаг. На полотно приезжают полюбоваться из разных городов России.
Выставку посетил даже Михаил Горбачёв со своей свитой. Когда его подвели к «Прощальному взгляду», он произнёс: «Так… проблема поставлена…»
В сентябре 1986 года журнал «Художник» напечатал цветную репродукцию картины «Прощальный взгляд» и призвал коллег к профессиональной дискуссии. Это вызвало широкий отклик, ведь начинались перестройка и свобода слова.
Одновременно журнал «Трезвость и культура» поместил большую репродукцию полотна и очерк о его истории. Отклики приходили в течение всего следующего года, редакция была завалена письмами со всей страны, по ним можно было изучать географию и социологию. Благодарности, благодарности, благодарности…
МНЕ БЫЛО 36 ЛЕТ Я ТОЖЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЛ СПИРТНЫМ И ОДНАЖДЫ УВИДЕЛ КАРТИНУ БЫЛ ПОТРЯСЁН ЖЁСТКОЙ ПРАВДОЙ НА НЕЙ .В 39 ЛЕТ Я БРОСИЛ ПИТЬ СЕЙЧАС МНЕ 73