Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888 год
На этой картине мы видим арестантов, руки которых закованы в кандалы. Над одним из них стоит палач с мечом, готовясь отрубить несчастному голову. Однако казни пытается помешать седой храбрый старец, вырывающий оружие из рук палача. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит?
Картину создал знаменитый живописец Илья Репин, назвав работу «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». Идея полотна появилась у художника спонтанно, во время работы над портретом Николая Чудотворца.
Репин иногда бывал в Николаевском женском монастырь в селе Стрелечьем Харьковского уезда, где навещал свою двоюродную сестру Эмилию. Игуменья этого монастыря и попросила мастера написать портрет Святого Николая. Сначала художник начал изображать лик святого в стиле иконописи, но в ходе работы увлёкся и создал большую картину с драматическим сюжетом.
Сюжет картины создан по мотивам истории из византийской летописи. Легенда гласит, что Николай Чудотворец узнал о троих осуждённых из-за подкупа людях. Святой тут же пошёл на место казни и остановил её.
«Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…»
Именно этот момент и изобразил на своём полотне Илья Репин. Художника хорошо удалось передать удивление и восхищение арестантов и толпы поступком святого. Самый пожилой из них тянет руки к святому, двое других также готовы преклониться перед ним.
Некоторые зрители обращают внимание на то, что самый молодой арестант одет в короткое розовое платье, что на первый взгляд может показаться странным.
Однако на самом деле таком наряде нет ничего странного, поскольку в то время это могла быть обычная мужская одежда. Ведь Николай Чудотворец жил на территории бывшей Византии в IV веке, а там мужчины низших сословий как раз носили короткие и подпоясанные туники, как мы и видим на картине.
Этого необычного юношу Репин писал с поэта Дмитрия Мережковского. Для образа Николая Чудотворца позировал поэт Аполлон Майков, натурщиком для палача был живописец Николай Кузнецов, а в спасённом арестанте можно увидеть черты писателя Иеронима Ясинского.
Художник создал ещё один вариант картины, который и был передан Николаевскому женскому монастырю. Однако в 1930 году монастырь закрыли, и картина пропала.
В 1934 году полотно было найдено в квартире председателя местного совета, после чего изъято и передано в Харьковский художественный музей.
Первоначальный вариант был выставлен на 17-ой выставке передвижников, где получил хорошие отзывы. Лишь Лев Толстой двояко высказался о картине. С одной стороны он отметил хороший сюжет:
У Репина представлено то, что человек во имя Христа останавливает казнь, т. е. делает одно из самых поразительных и важных дел.
А с другой стороны Толстой раскритиковал саму постановку картины:
У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно, что на словах это бы ещё точнее можно сказать. Сказано, и больше ничего. Помешал казнить, ну что ж? Ну, помешал. А потом? Но мало того: так как содержание не художественно, не ново, не дорого автору, то даже и то не сказано. Вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь.
На выставке картину купил император Александр III, который отправил её в Государственный русский музей в Санкт-Петербурге. Там полотно хранится и по сей день.