Генрих Семирадский «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е гг.
На этой картине мы видим группу молодых людей, которые собрались вокруг костра летней ночью. Они явно увлечены каким-то интересным занятием и совсем не думают о том, что давно пора спать. Между тем полная луна опускается всё ниже и ниже, невольно приближая рассвет.
Картина называется «Ночь накануне Ивана Купалы», из чего можно понять, что молодые люди совершают различные купальские обряды. Приглядевшись, мы видим, что девушка в зелёной юбке собирается прыгать через костёр.
Костры играли особенную роль в эту мистическую ночь. Их жгли до утра, причём огонь должен был быть «живым», то есть добытым трением. Вокруг костров плясали, пели, водили хороводы. Но самым главным обрядом считались прыжки через купальский костёр.
Прыгать нужно было как можно выше, чтобы быть счастливее и удачливее. Если какая-то девушка отказывалась прыгать через огонь, её называли ведьмой и хлестали крапивой.
Согласно поверьям, костёр нёс в себе очищение, поэтому, прыгнув через него, можно избавить себя от злых духов и прочей нечисти. Молодые люди часто прыгали парами, и если руки парня и девушки не разъединялись, то это можно было считать признаком их скорого брака.
На картине Семирадского мы видим как раз момент прыжка через костёр одной из девушек. Однако этим игрища в купальскую ночь не заканчивались. Дальше незамужние женщины шли к реке, чтобы опустить в неё свои венки и следить, какой уплыл, а какой утонул. Если венок быстро и далеко отплывал от берега, то его хозяйке это сулило долгую жизнь и счастливое замужество. Если венок вообще не отплыл — значит жених совсем близко, а если утонул, то девушке не суждено в ближайшее время выйти замуж.
Наиболее мистическим поверьем считалось, что в день Ивана Купала цветёт папоротник, который может указать человеку на клад. Так описывал это явление Николай Гоголь в своём произведении «Вечер накануне Ивана Купала»:
Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
«Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло.
Купальская ночь окутана множеством мистических загадок и непостижимых тайн, которые с древних времён не дают человеку покоя. Именно поэтому праздник Ивана Купала нашёл такое широкое отражение в творчестве художников, писателей и поэтов.
В настоящее время картина Семирадского «Ночь накануне Ивана Купалы» находится в Национальной галерее искусств им. Бориса Возницкого во Львове.