Константин Аполлонович Савицкий «Инок», 1897 год
На этой картине мы видим молодого монаха, который сидит в своей келье возле окна. Этот мужчина в чёрной расе занимает большую часть полотна, за счёт чего выглядит довольно могучим. Локтем он опирается на священное писание и, кажется, что вот-вот раздавит его. Только металлическая застёжка и твёрдый переплёт спасают книгу. Какие же мысли тревожат этого богатыря?
Мы хорошо видим, что монах очень молод. Возможно, ему нет и 30 лет. На дворе самый разгар весны, что можно понять по веточкам вербы на подоконнике. Казалось бы, настроение мужчины должно быть хорошим и спокойным, ведь это канун Пасхи — одного из самых светлых праздников православных христиан.
Только вот лицо инока совсем не спокойно. Он крепко сжимает в руках поясную верёвку и хмурит брови, в его голове явно блуждают серьёзные и тяжёлые мысли.
Большинство искусствоведов склоняются к версии, что монах беспокоится о правильности выбранного им пути. Он ещё очень молод, а за окном кипит мирская жизнь. Может зря он посвятил себя служению Богу? Может не достоин он смиренно нести монашеское бремя?
Также есть версия, что инок не согласен с какими-то решениями игумена или других вышестоящих монахов, отчего он очень зол. Его брови насуплены, взгляд суров, руки напряжены. В мыслях этого человека на данный момент нет ничего божественного.
Для портрета этого монаха Савицкому позировал студент, который позже стал эсером и революционером. То есть художнику совершенно точно удалось выбрать человека с мятежной душой.
В настоящее время полотно хранится в собрании Пензенской областной картинной галереи.
Примечательно, что в 2012 году картина Савицкого «Инок» была удалена из Википедии по требованию РПЦ. Видимо, что-то противоречащее заметили они в этом глубоком художественном полотне, которое является одной из лучших работ мастера.