Сэмуэль Люк Филдс «Доктор», 1891 год
На этой картине мы видим мужчину, который сидит в глубокой задумчивости у постели ребёнка. Обстановка в комнате тяжёлая и печальная, из чего можно сделать вывод, что малыш болен.
В окно проникает первый солнечный свет, который говорит о том, что ребёнок пережил эту ночь, а значит, есть надежда на его выздоровление. За столом полулежит его мать, которая без конца плачет от отчаяния. Отец малыша положил руку ей на плечо, пытаясь успокоить.
Главный герой картины — доктор, который в задумчивости смотрит на пациента, но не знает как ему помочь. Видимо, врач просидел вот так всю ночь, но не смог придумать верного лечения.
Художник стремился сконцентрировать внимание зрителя на отношениях между пациентов и доктором, поэтому не стал помещать на картине медицинские инструменты.
Как мы можем заметить, больной не лежит на удобной кровати. Его постель представляет собой два соединённых стула, на которых расстелены рваные одеяла. Накрыт малыш чем-то вроде верхней одежды.
Всё это говорит о сложном материальном положении семейства. Скорее всего, его достаток оставляет желать лучшего, а последние деньги ушли на оплаты услуг доктора.
Центром картины Сэмуэля Люка Филдса «Доктор» является врач, родители здесь — второстепенные персонажи. Художник этим показывает, что мать и отец ничем не могут помочь ребёнку. Однако солнечный свет, озаряющий постель мальчика, говорит о том, что кризис у же прошёл и есть хороший шанс на успешное выздоровление.
Картина была заказана Филдсу сэром Генри Тейтом — основателем галереи Тейт. Художнику дали право самому выбрать сюжет произведения, и он решил воплотить на холсте собственную трагедию, вспомнив смерть своего годовалого сына от туберкулёза.
Мастер очень тщательно подошёл к выполнению работы. Чтобы наиболее достоверно изобразить жилище бедняков, Филдс ходил по домикам рыбацкого посёлка и делал наброски. В конце концов он воссоздал в своей мастерской полную обстановку рыбацкого домика и писал её с натуры.
Натурщиками для больного стали собственные дети Филдса. Роль матери играла специально приглашённая модель.
Картина сразу же привлекла внимание общественности и совершила путешествие по разным выставкам Великобритании. Её стали считать одним из самых знаковых описаний работы врача.
По мнению критиков, полотно изображает идеалистический вид доктора, который готов жертвовать своим здоровьем ради помощи другим.
Работа была настолько популярной, что использовалась в рекламах, поэзии, живописи и даже в политике. В 1947 году картина была воспроизведена на почтовой марке США, выпущенной к столетию американской медицинской ассоциации.