Василий Верещагин «Опиумоеды», 1867 год
На этой картине мы видим группу мужчин, вероятно, нищих. Они сидят тесно прижавшись друг к другу и, кажется, не замечают ничего вокруг. Некоторые смотрят в одну точку, словно, глубоко задумавшись. Другие просто спят, закутавшись в свои лохмотья. Кто же эти мужчины и что с ними произошло?
Картина написана знаменитый художником Василием Верещагиным, который путешествовал по Туркестану и делал многочисленные зарисовки.
Мастер внимательно изучал быт и обычаи местных жителей, создавая по этим мотивам многочисленные этюды. Все произведения выглядят настолько реалистичными, что, словно, переносят зрителя в то время и в то место.
Особое внимание художника привлекали так называемые дервиши (дуваны) — нищие бродяги, которые вели аскетичный образ жизни. В своих очерках Верещагин отмечает, что нищенство в Азии было хорошо развито и тщательно организовано.
Нищие там входили в своего рода братство, которое возглавлял один глава (тюра). Сам этот глава совсем не был беден. Он жил в хорошем доме и собирал дань со своих подчинённых.
Дуваном там мог стать любой желающий, который хотел не работать а бродяжничать. Одеты они обычно были в будничный халат, который почти целиком состоял из лохмотьев. Были у них и праздничные наряды — целые, но сшитые из цветастых лоскутков.
Также в своих записках Верещагин отмечает, что почти все дервиши являлись пьяницами и опиумоедами. Они были очень пристрастны к опиуму и ели его по нескольку раз в день. Дуваны не могли думать ни о чём другом, кроме как об этом наркотике.
Художник так описывал свои наблюдения:
Я скормил раз одному целую палку продажного на базаре опиума и не забуду, с какою жадностью он глотал, не забуду и всей фигуры, всего вида опиумоеда: высокий, донельзя бледный, желтый, он походил скорее на скелет, чем на живого человека; почти не слышал, что кругом его делалось и говорилось, день и ночь мечтал только об опиуме.
Сначала он не обращал внимания на то, что я говорил ему, не отвечал и, вероятно, не слышал; но вот он увидел в моих руках опиум — вдруг лицо его прояснилось, до тех пор бессмысленное, получило выражение: глаза широко раскрылись, ноздри раздулись, он протянул руку и стал шептать: дай, дай…
На своей картине «Опиумоеды» Верещагин нарисовал именно таких людей. Мастер изобразил момент, когда они после поиска милостыни вернулись вечером в свой дом и наелись опиума.
Лица людей не выражают никаких эмоций — они полностью находятся под действием наркотика.
Пришедши раз, довольно холодным днем, в календархан, я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания нищих сидела, тесно сжавшись, вдоль стен; недавно, вероятно, приняла дозу опиума; на лицах тупое выражение; полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что–то; многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат, изредка передергиваются судорогами, — вспоминал Верещагин.
Этой картиной художник весьма реалистично показал нищету и убогость опиумоедов, не стараясь романтизировать этот порок. Мастер открыто воссоздал на своих полотнах устойчивый жалкий, опустившийся образ наркоманов, которые ничего больше не желают в жизни, кроме наркотиков.
При этом художник отмечал, что скоро опиум попадёт и в Европу:
«Едва ли можно сомневаться, что в более или менее продолжительном времени опиум войдет в употребление и в Европе; за табаком, за теми приемами наркотиков, которые поглощаются теперь в табаке, опиум естественно и неизбежно стоит на очереди».