Константин Филиппов «В осаждённом Севастополе», 1862 год
На этой картине мы видим людей, которые столпились у входа в какое-то здание. Судя по тому, как один мужчина склонился, встав на одно колено, это, скорее всего храм.
Народу там так много, что многие вынуждены стоять на улице, ожидая своей очереди, чтобы попасть внутрь.
Взгляд приковывает женщина с двумя детьми, младший ребёнок которой не выдержал длительного ожидания и заснул прямо на ступенях, склонив голову на руки матери.
Сзади женщины сидит раненый солдат, ещё одного раненого несут мимо на носилках. Двое детей выходят из храма довольные, видимо получив какой-то еды. Что же здесь происходит?
Художник изобразил на картине город Севастополь 1854–1855 годов, который тогда почти год находился в осаде англо-франко-турецких войск.
В 1853 году российская армия в очередной войне с Османской империей нанесла туркам несколько серьёзных поражений. Англия и Франция категорически не хотели поражения Турции и решили вмешаться в войну.
В сентябре 1854 года союзники высадили десант под Евпаторией. Адмирал князь Меншиков приказал армии отступать вглубь Крыма. Но захватить город сразу англо-франко-турецкие войска не смогли. Началась осада Севастополя, которая продлилась 11 месяцев.
Имея превосходство в артиллерии, англичане и французы подвергали Севастополь тяжелейшим бомбардировкам. Город из последних сил держал оборону, отбивая многочисленные атаки.
Но в итоге Севастополь пал и война была проиграна. Однако город удалось вернуть в 1856 году в обмен на захваченный османский Карс.
На картине мы видим практически конец осады. Дома частично разрушены, а городские дороги сплошь утыканы пушечными снарядами разных калибров, что свидетельствует о многочисленных бомбардировках.
Люди на картине все уставшие и измученные, но в их лицах теплится надежда, что когда-то настанут спокойные времена. В храм горожане пришли в надежде на какую-нибудь помощь, а кто-то просто помолиться о мире и о скорейшем прекращении боевых действий.
В целом картина достаточно напряжённая, она оставляет ощущение тоски и тревоги и при этом надежды на лучшее.