Борис Кустодиев «Осень над городом», 1915 год
Художник Борис Кустодиев очень любил воплощать на своих полотнах осеннее время года. Мастер необыкновенно ярко и реалистично передавал сочную желтизну листвы, спокойствие и тишину уездных городов, лёгкость и прозрачность осеннего воздуха.
На этом полотне живописец изобразил сидящего в беседке молодого человека, который задумчиво любуется окружающей природой. В качестве фона мастер выбрал раскинувшийся у подножья холма город, окутанный синеватым туманом.
Примечательно, что это не единственная картина Кустодиева с подобным видом — у него есть ещё как минимум два похожи полотна, одно из которых носит название «Вид с Воробьевых гор». Поэтому можно смело предположить, что художник изобразил здесь именно эту знаменитую московскую возвышенность.
Картину «Осень над городом» Кустодиев писал не просто так — она является одним из вариантов эскиза декорации ко второму действию пьесы Ильи Дмитриевича Сургучёва «Осенние скрипки».
Пьеса повествует о женщине бальзаковского возраста Варваре Васильевне, которая крутит роман с молодым человеком Виктором Ивановичем Барановским. Однажды ей попадает в руки письмо, разоблачающее эту связь, и дама уговаривает любовника жениться на приёмной дочери немолодых супругов Верочке. Сначала герой наотрез отказывается, но под напором любовницы всё же соглашается.
В итоге жизнь Варвары Васильевны превращается в пытку, а осознание того, что Барановский по-настоящему влюбился в Верочку, становится точкой невозврата, и в душе немолодой женщины замолкают последние осенние скрипки.
На своей картине «Осень над городом» Кустодиев как раз изобразил задумчивого Барановского, который находится в плену своих душевных метаний.
В настоящее время полотно находится в частном собрании и недоступно широкому кругу зрителей.