Владимир Маковский «Освящение публичного дома», 1900 год
На этой картине художник изобразил полураздетых женщин, которые столпились вокруг священника в просторном зале. Одна из них спряталась в другой комнате и не хочет выходить к остальным. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал известный художник-передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил жанровой живописи с остро-социальными сюжетами. Не стала исключением и его работа «Освящение публичного дома», которая так и не была завершена, сохранившись лишь в виде эскиза.
Художник изобразил здесь классический публичный дом 19-века. Заведения подобного рода в те времена делились на «элитные-трёхрублевые», «приличные-двухрублёвые» и «дешёвые-пятидесятикопеечные». На картине Маковского представлено «приличное-двухрублёвое» заведение, очень красочно описанное в романе Александра Куприна «Яма».
Скорее всего, на картине изображено раннее утро, когда бурная ночь уже окончена, но девицы ещё не разошлись спать. На столе можно увидеть валяющиеся пустые бутылки и остатки фруктов в вазе.
Однако самое интересное происходит на заднем плане. Там мы можем увидеть батюшку, который пришёл освящать обитель греха и разврата. Его окружили любопытные жрицы любви, которым весьма интересна данная церемония.
Вот только одной из героинь подобные действа оказались не по душе. Она довольно умна и вполне понимает абсурдность ситуации, более того, женщину даже пугают эти церковные манипуляции. Вероятно, она боится навлечь на себя гнев Божий, прекрасно осознавая, что публичный дом освящать нельзя.
«Мы – падшие, но мы не лжём и не притворяемся, а вы все падаете и при этом лжёте. Подумайте теперь сами – в чью пользу эта разница?», — говорит Тамара, героиня повести Куприна «Яма».
Скоро священник доделает свою работу и уйдёт, а девицы снова вернутся к своей привычной жизни. Возможно даже батюшка возьмёт оплату не деньгами, а услугами одной из жриц любви.
В итоге, каждый останется один на один со своим грехом. Однако такой была реальность того времени.
Почему же Маковский не стал дописывать эту картину и оставил лишь её эскиз? Скорее всего, подобный сюжет не одобрила бы церковь, да и общество могло воспринять работу негативно. А идти на открытую конфронтацию мастеру не хотелось.
При этом эскиз художник всё же сохранил. Сегодня он находится фонде Государственного Музея истории религии.