Василий Поленов «Стрекоза» («Лето красное пропела…»). 1875–1876 годы
На этой картине мы видим женщину с гитарой за спиной, идущую вдоль каменной ограды осеннего парка. Молодая красавица грустна, она опустила голову вниз и о чём-то глубоко задумалась. О чём же она грустит?
На безымянном пальце героини можно заметить обручальное кольцо, причём на левой руке. Раньше на левой руке обручальные кольца носили вдовы, поэтому не исключено, что женщина недавно овдовела. Об этом может свидетельствовать также её чёрное платье.
Почему же картина называется «Стрекоза». Художник явно сопоставляет героиню со стрекозой из знаменитой басни Крылова «Стрекоза и муравей». Там стрекоза «лето красное пропела» и накануне зимы осталась ни с чем.
Поленов знал историю девушки, ведь не случайно он так назвал своё произведение. Она работала где-то прислугой или гувернанткой и решила однажды спеть своим господам, за что они её выгнали.
Оставшись без работы, рыжеволосая красавица лишилась и средств к существованию, поэтому теперь вынуждена зарабатывать на жизнь игрой на гитаре. Возможно она играет на улицах или поёт романсы в ресторане, хотя может и просто даёт уроки.
Сам Поленов так писал о своей героине:
«Название картины будет французское „Le en detresse“ („Соловей в беде“), а изображает она девицу, заимствованную из окрестностей града Парижа Croissy pres Bougival (Круасси около Буживаля), а родом она из Нанта (Nantes Morbihan), а на гитаре она играет не поразительно, но поет весьма чувственно, нравом обладает самым приятным, обстоятельства её не особенно статейные, но ведь могут поправиться. Знакомство я свёл с девицей сией в те времена, когда она, думая позабавить господ и получить за сие соразмерное удовольствию вознаграждение, была изгнана (надо полагать, господа те к слушанию пения не всегда были склонны) и, таким образом, находилась в настроении грустном, ибо потерпела посмеяние, не получив вознаграждение, поэтому и, основываясь на всём вышеизложенном, другое название картины сией будет „pas d*chan-ce“ („не везет“), что значит „не всё коту Масленица“».
Лицо героини Поленов писал со своей любимой натурщицы — француженки Бланш Ормье. Художник рисовал с неё этюд в 1875 году и он лёг в основу картины «Стрекоза». Возможно, история с потерей места из-за пения произошла именно с Бланш.
В 1877 году картину у Поленова купил известный в то время меценат Савва Мамонтов и подарил её на свадьбу московскому фабриканту Владимиру Сапожникову. После революции супруга Сапожникова из-за нужды продала «Стрекозу» архитектору Борису Великовскому. После его смерти картина попала в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.