Генри Джон Сток «Перед ним возник бледный мерцающий свет», 1879 год
На этой картине мы видим играющего на флейте мужчину, который стоит возле арфы, преклонив одно колено. Вот только арфа выглядит очень странно — она озарена светом, а рядом просматривается странный силуэт. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал живописец Генри Джон Сток, который любил писать полотна по мотивам литературных и библейских сюжетов. Не стало исключением и это произведение, которое называется «Перед ним возник бледный мерцающий свет».
Полотно основано на рассказе Карла Теодора Кёрнера «Арфа», повествующем о двух супругах-молодожёнах, которые очень любили друг друга. Часто по вечерам Эдвард и Жозефина Селлнер предавались игре на музыкальных инструментах — он играл на флейте, а она на арфе.
Однажды после игры на флейте у Жозефины сильно разболелась голова. На следующий день боли усилились, и у женщины поднялась температура. Приехавший доктор сказал, что ничего страшного нет и обещал к утру выздоровление. Однако улучшение не наступало.
Девять дней несчастная женщина билась в лихорадке, после чего попрощалась со своим мужем:
— Любезный Эдвард! — говорила она мужу слабым голосом, прижимая его в последний раз к своему сердцу, — горестно для меня разлучаться со светом, где я тебя любила, где наслаждалась величайшим земным блаженством. Но если не дано мне Судьбой, быть счастливою здесь; то вечная любовь Жозефины да будет твоим верным Гением-хранителем, до свидания нашего там!
Когда супруги не стало, Эдвард сильно страдал и даже сам слёг на много недель. Со временем его болезнь отступила, но прежних сил уже не было. Сильная тоска съедала молодого и сильного мужчину.
Чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, Эдвард по вечерам ходил в комнату Жозефины, где они когда-то играли на музыкальных инструментах.
Комната Жозефины осталась в таком точно виде, в каком находилась перед её смертью. На столике лежало еще её рукоделье, а в углу стояла безмолвная арфа. Эдвард каждый вечер приходил с это святилище любви, приносил с собою флейту и садясь к окну, как бывало в дни счастливого супружества, в унылых её звуках выражал тоску по незабвенной подруге.
Так сидел он однажды в комнате Жозефины, погруженный в тяжелые думы. Полный месяц всходил из-за рощи. Тихий вечер навевал на него прохладу сквозь открытое окно и на ближней башне пробило девять часов. Вдруг зазвучала арфа, как будто коснулось к ней дыхание невидимого Духа, и звуки флейты слились со звуками арфы.
Когда Эдвард услышал арфу, он перестал играть на флейте, но тогда сразу же замолчала и арфа. Именно этот момент и изобразил на своей картине Генри Джон Сток.
Следующим вечером Эдвард снова пришёл играть на флейте, и снова ему подыгрывала арфа. Он понял, что любимая не бросила его и зовёт с собой.
Здоровье Эдварда постепенно ухудшалось, силы оставляли его, но каждый вечер он продолжал играть на флейте с духом Жозефины. В одну из таких ночей вместе с музыкантом пошёл доктор, который стал свидетелем мистических событий. Эдвард понимал, что конец его близок и попросил любимую облегчить страдания.
— Жозефина! приветствуй хоть раз еще моё отшествие! Дай мне почувствовать твою близость, дабы любовью твоею мог я победить страдания смерти!
И струны арфы дивно заиграли: громко раздались согласные звуки, как будто песнь победы! Над умирающим носился слабый свет.
— Иду! иду! — вскричал он, приподнимаясь с одра своего; но жестокая сила болезни повергла его опять на постель. Смерть боролась с жизнью — и победила. По мере приближения кончины несчастного Эдуарда, арфа играла все громче и согласнее, когда же юный страдалец испустил последнее дыхание, то струны вдруг лопнули, как будто разорванные невидимою рукою».
Эту историю доктор потом рассказал своим приятелям и показал им флейту, доставшуюся ему в наследство от ушедшего друга.