Больной муж на картине Василия Максимова

Василий Максимов «Больной муж», 1881 год

На этой картине мы видим женщину, которая стоит на коленях перед иконами и, вероятно, молится. Весь её образ показывает полное смирение и подавленность. Кажется, что крестьянка уже не надеется на лучшее, но всё ещё пытается выпросить у Бога спасение. Что же случилось у этой женщины?

Василий Максимов «Больной муж», 1881 год
Василий Максимов «Больной муж», 1881 год

На кровати у стены мы можем увидеть лежащего мужчину — мужа главной героини сюжета. Как можно понять из названия картины, он тяжело болен и, скорее всего, уже ничто не может ему помочь.

На лавке перед мужчиной стоит скудны обед, но он уже ничего не ест, находясь в забытьи. Видно, что семья живёт довольно бедно и потеря кормильца существенно отразится на её положении.

Василий Максимов «Больной муж», фрагмент
Василий Максимов «Больной муж», фрагмент

Художник писал эту картину, опираясь на свои собственные детские воспоминания. Он очень рано потерял отца и тяжело переживал его болезнь и смерть. Сам Максимов так описывал тот период жизни:

«Лето 1850 года было жаркое, крестьяне не успели кончить сенокоса, как поспела рожь, мои старшие братья Алексей и Федор уходили в дальние пожни косить, а матушка жала в поле. Я, шестилетний ребенок, оставался дома с больным отцом, не отлучаясь ни на минуту… Когда отец в забытьи, я встану перед образами и молюсь, сам не знаю о чем, потом сяду к окну и опять гляжу на несжатое поле… О чем я тогда думал — трудно сказать, но, несомненно, детское сердце чуяло горе и болело той непонятной болью, которая резко, на всю жизнь, запечатлевается в памяти».

Картина поражает своей эмоциональностью и реалистичностью. Скорбная фигура хозяйки хорошо показывает все чувства, которые переживает она внутри себя, думая о больном муже, о своём будущем и о детях.

Василий Максимов «Больной муж», фрагмент
Василий Максимов «Больной муж», фрагмент

Картина произвела фурор на первой же выставке и поразила критиков до глубины души. Критик Стасов так говорил о своих впечатлениях:

«Я был Бог знает как поражен «Умирающим» Максимова… По-моему, эта картина… — одно из высших произведений всей новой русской школы по правде, простоте и чувству».

Полотно было куплено Павлом Третьяковым и в настоящее время является частью коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: