Николай Ге «Пушкин в селе Михайловском», 1875 год
Эта картина очень хорошо известна нам по школьным учебникам, хрестоматиям, календарям и другим литературным материалам. На ней художник изобразил опального Пушкина, находящегося в ссылке в Михайловском, и его друга Ивана Пущина.
Сюжет полотна основан на реальных исторических событиях. В январе 1825 года ранним утром к поэту приехал его лицейский приятель Иван Пущин, который оставил потом воспоминания об этой встрече. На встречу ему выбежала Арина Родионовна и стала обнимать, хотя раньше никогда его не видела. Пущин привез запрещённую комедию Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину тут же захотелось её прочесть.
Так что, вопреки распространённому мнению, Пушкин читает Пущину не свои новые стихи, а именно «Горе от ума». Пьесу с интересом слушает и Арина Родионовна.
Пушкин очень хорошо запомнил эту встречу и даже посвятил ей стихи:
Мой первый друг! Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Николай Ге очень тщательно подошёл к написанию картины. Он не хотел изображать что-то «выдуманное». Всё должно быть «по-настоящему» – так, как было при жизни поэта.
Однако в год написания картины со смерти Пушкина минуло почти 40 лет, и в доме много перестраивалось и менялось. Тогда Ге отправился к г-же Керн и подсмотрел в её доме похожие интерьеры. Так вспоминал эту поездку брат художника Григорий Николаевич Ге:
«И вот Николай Николаевич, во-первых, увидал у г-жи Керн домоустройство и домоубранство 20-х годов, во-вторых, ему обстоятельно рассказали, что и как изменено в Михайловском доме. Николай Николаевич видел и некоторые вещи из мебели, из обстановки, бывшей у Пушкина. Одним словом, с помощью г-ж Керн Ге получил полную возможность точнейшего воспроизведения в своей картине беседы Пушкина с Пущиным у себя в Михайловском».
К сожалению картина «А.С.Пушкин в селе Михайловском» не произвела впечатления ни на публику, ни на критиков. Общественное мнение посчитало, что Ге «лучше замысливает, чем исполняет», а сам художник, огорчённый разгромными рецензиями и вялыми отзывами, решил больше не возвращаться к историческому жанру и вскоре перебрался из Петербурга в глухой черниговский хутор Ивановское.
Размышляя о причинах неудач, художник разуверился и в собственном таланте, и в смысле художественной деятельности вообще. Четыре года мастер вообще не работал, но потом нужда заставила его брать небольшие заказы.
Знакомство с Львом Толстым в 1882 году побуждает Ге к новому циклу творчества, посвящённому религиозной тематике. В этих работах художник «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру письма.