Константин Коровин «Портрет хористки», 1883 год
На этой картине мы видим молодую женщину, одетую в голубое платье и жёлтую шляпку. Портрет выполнен в стиле импрессионизма, который ещё не был распространён в России, но уже привлекал отдельных художников.
Работа выглядит летней, свежей и лёгкой, что говорит о плэнэрном характере картине. Однако сама героиня «Портрета хористки» не понравилась коллегам художника Константина Коровина, да и ему самому. Мастера даже попросили убрать полотно с выставки. Чем же не приглянулась всем молодая девушка?
Дело в том, что художники посчитали хористку некрасивой и непривлекательной, что стало известно из записки, написанной на обратной стороне картины. Она была оставлена самим Коровиным и представляет куда больший интерес, чем сам портрет.
Надпись представляет своего рода пояснение к картине и рассказывает при каких обстоятельствах она была создана:
В 1883 году в Харьков Портрет хористки. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это – это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И Живопись этого этюда находили непонятной!!?? Так, что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, т. к. он не нравится ни художникам, ни членам – Г. Мосолову и еще каким-то. Я не был с этим согласен и этюд этот был снят с выставки. Модель это была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Константин Коровин.
Внимательно прочитав записку, можно понять, что портрет не понравился художникам не только из-за внешности женщины, но и из-за стиля написания.
Дело в том, что с импрессионизмом мало кто был знаком, а Коровин после посещения Европы не на шутку увлёкся этим жанром живописи, не обращая внимания на критику со стороны других мастеров.
Удивительно, но пока художники не узнали, что автором «Портрета хористки» является Коровин, картина нравилась им. Это выяснилось, когда Савва Мамонтов на общем чаепитии, где были Репин, Поленов и Васнецов, сказал, что эта работа создана испанцем. Сам Коровин так вспоминал этот момент:
– Да, – сказал Репин, посмотрев мой этюд. Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…
Савва Иванович смеялся, смотря на меня, потом сказал:
– Но послушай, а если это не испанец, а русский, тогда как?
– Как русский? Нет, это не русский…
– Вон он испанец! – сказал Савва Иванович, указывая на меня. – Чего вам еще? Тоже брюнет, чем не испанец?..
И Савва Иванович, обняв меня, захохотал. Васнецов, подойдя, сказал:
– Разыграл нас Савва. Нет, это правда написали вы?
– Да, говорю. – Это я.
С приходом советской власти Коровин был вынужден уехать заграницу. Он осел во Франции, где и прожил до самой смерти в 1939 году.