Борис Кустодиев «Пикник», 1920 год
Эта красочная картина изображает пикник на лесной полянке под дубом. Весёлая компания уютно расположилась в тени густого дерева и поёт песни под гитару. От этой работы веет спокойствием, умиротворением и нескончаемым оптимизмом. Однако в жизни художника всё было далеко не так празднично.
Картина «Пикник» похожа на иллюстрацию к красивой русской сказке со счастливым концом. Художник использовал яркие насыщенные краски и позитивные оттенки, чтобы передать ощущение тёплого, мягкого и гармоничного летнего вечера.
Сочная зелень травы на поляне и под дубом, где расположились молодые люди, буквально передаёт зрителю запах свежести и вечерней росы. От костра вьется белый дымок, и уже готовится самовар для чаепития. Настроение у всех хорошее, люди веселы, счастливы и довольны жизнью.
Однако в реальности всё это было лишь мечтами Кустодиева, которые он мастерски воплощал на своих полотнах. Картина была написана в 1920 году, то есть в голодный и холодный послереволюционный период, когда художник жил очень бедно, сильно нуждался, да ещё и к тому же был тяжело болен.
С 1909 года у мастера начались проявления опухоли спинного мозга. Вскоре он оказался прикованным к постели и мог сидеть лишь по несколько часов в день в инвалидном кресле. Всё это время художник продолжал писать картины, хотя работа приносила ему сильные муки. Но именно с этого периода жизни Кустодиева стали появляться наиболее яркие и позитивные его произведения.
Живописец изображал на своих полотнах ярмарки, масленицы, чаепития, праздничные гуляния и дородных пышнотелых купчих, хотя за его окном в это время была смута, война, разруха, голод, холод, грязь и невыносимая нужда.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… » — писал Фёдор Шаляпин.
Коллеги восторгались мужеством, упорством и позитивным настроем Кустодиева, всегда давая его произведениям высокую оценку.
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями.. » — писал Александ Бенуа.
К сожалению, Борис Кустодиев прожил короткую жизнь, однако он оставил после себя глубокое культурное наследие, которое может показать нам настоящую самобытную патриархальную Русь с её купчихами, ярмарками и чаепитиями.