Жан-Франсуа Милле «Анжелюс», 1859 год
На этой картине мы видим молодую пару, которая совершает молитву на закате солнца. Они собрали картофель и уложили его в корзину, но радости по поводу урожая эти люди совсем не испытывают. Состояние их кажется подавленным, в воздухе чувствуются тоска и безнадёжность. Какая же трагедия скрывается за обычным сбором картофеля?
Полотно называется «Анжелюс». Оно было создано по заказу американского художника Томаса Эпплтона, который был очарован «Сборщицами колосьев» Милле. Однако Эпплтон так и не выкупил картину по неизвестным причинам. Автор выставил её на продажу спустя два года, получив за работу всего тысячу франков.
Вскоре картина «Анжелюс» стала такой популярной, что её репродукция появилась во многих домах Франции. Через 30 лет за покупку полотна развернулась нешуточная борьба. За право обладания им соперничали американские торговые агенты и французский меценат Антуан Пруст, желающий поместить картину в Лувр. В итоге «Анжелюс» остался во Франции. Сегодня он украшает Музей Орсе в Париже.
Секрет сюжета
Картина называется по первому слову молитвы Angelus Domini («Ангел Господень»), которую католики читают трижды в день. На полотне изображено время вечерней молитвы, которое крестьяне определяли по колокольному звону. По сюжету молодая пара благодарит Бога за хороший урожай, за то, что все здоровы и за то, что солнце восходит каждый день.
Картину очень любил Сальвадор Дали, который вдохновлялся ей при создании своих работ. Однако мастер обратил внимание на чрезмерную грусть крестьян, не характерную для молитвы. Ему показалось странным, что во время благодарности Богу мужчина и женщина так подавлены.
Сюжет «Анжелюса» не давал покоя Сальвадору Дали долгие годы. Художник вёл собственное расследование, пытаясь разгадать его тайну и помногу раз перерисовывая героев картины. Он старался понять, что же так тревожит крестьян, придумывал всё новые и новые версии разгадки.
В конце концов Дали обратился в музей с просьбой сделать ретгенограмму картины. Чутьё не подвело художника — у полотна обнаружился второй слой.
Оказывается, первоначально вместо корзины картофеля, над которой склонились крестьяне, был нарисован крошечный гроб. Вероятно, картина задумывалась как сюжет о похоронах маленького ребёнка, которого не успели даже крестить, из-за чего ему не нашлось места на христианском кладбище. Именно этим и объясняется такая грусть героев и общий подавленный настрой картины.
После исследования искусствоведы внимательно изучили мемуары самого Милле, и выяснили, что для улучшения продаж художник решил изменить сюжет полотна на «более светлый». Однако мастер лишь убрал гроб, но не изменил фигуры людей, поэтому картина продолжала излучать скорбь. Сальвадор Дали так сказал по этому поводу:
«Я всегда чуял смерть в этой картине».
Удивительно, что до Сальвадора Дали никто не имел претензий к сюжету. Вероятно, такая чувствительность художника связана с историей из его прошлого. Родители мастера потеряли своего первого ребёнка, которому было всего 9 месяцев. Когда родился второй, его назвали тем же именем — Сальвадор, то есть сделали его «замещающим ребёнком». Сам Дали очень страдал от этого и говорил:
«Все мои эксцентричные выходки, все нелепые представления объясняются трагическим желанием, которым я был одержим всю жизнь: я всегда хотел доказать самому себе, что существую. Что я – это я, а не мой покойный брат».
Возможно, именно личная трагедия Дали позволила ему разгадать тайну знаменитой картины, которая умалчивалась долгие годы.