Павел Рыженко «Пасха в Париже», 2007 год
На этой картине мы видим группу мужчин, которые собрались за столом. Судя по куличу, свечкам и веточкам вербы, они празднуют Пасху. Только вот обстановка вокруг совсем не праздничная, да и герои сюжета выглядят подавленными. Давайте попробуем разобраться, почему же так произошло.
Полотно создал современный художник Павел Рыженко, который написал немало картин на тему распада Российской империи. Не стала исключением и «Пасха в Париже», которая рассказывает о российских офицерах, празднующих православную Пасху вдали от дома.
Эти люди были одними из последних, кто оставил родную землю, когда туда пришла революция. Не будем пытаться оценить их поступок — у каждого свой путь. Но теперь они вынуждены ютиться в тесной каптёрке французского завода Renault.
Художник изобразил на картине двоих казаков, одного офицера и полкового священника. Последний выглядит наиболее подавленным. Вероятно, ему сложнее всего далось расставание с родиной.
Единственный герой картины, который пытается улыбаться — это офицер. Но улыбка у него вымученная, натянутая и неестественная. Видно, что он тяжело переживает горечь утраты и страдает вдали от родных мест.
На обшлаге (рукаве) гимнастерки офицера — белый галун, который говорит о принадлежности к 1-ой Гвардейской пехотной дивизии. На груди — белая планка (тесьма), указывающая на принадлежность офицера к Лейб-Гвардии Измайловскому полку. Из кавалеров ордена Св. Георгия IV степени, (отчетливо виден на груди) Лейб Гвардии Измайловского полка это мог быть лишь полковник (генерал — майор) Есимонтовский -2 Андрей Васильевич, который в 1923 году переехал во Францию.
На стене, словно икона, висит фотография последнего императора Николая II. Это говорит о том, что военные вовсе не в обиде на бывшего государя, а, наоборот, до сих помнят и почитают его.
Ещё совсем недавно Пасха была одним из главных праздников Российской Империи, включающим огромные Крестные Ходы. И вот теперь — ничего, кроме этой подсобки и памяти о былом.
Веточки вербы, ароматный кулич, свечи и запах ладана словно переносят бывших военных на миг в родное Отечество. Их лица уже не те, что мы видели на картине «Прощание с конвоем». Здесь нет ни холода, ни равнодушия, ни гордыни. Наоборот, чистота, внутреннее преображение, раскаяние во грехах.
Картина «Пасха в Париже» является третьей частью триптиха «Русский век». Первую часть представляет картина «Царские погоны», на которой изображён офицер, целующий царские погоны и готовящийся их «похоронить» до лучших времён.
Вторая часть триптиха называется «Фотография на память». Она изображает процесс создания снимка царской семьи и царских офицеров.
Весь триптих в целом посвящён гибели Российской империи. Это картины о русском офицерстве, прошедшем свой путь на Голгофу, — от Бородинских торжеств на центральной картине до похорон погон в надежде откопать их когда-нибудь и послужить ещё отечеству и, наконец, до холодной подсобки завода Renault, где русские офицеры празднуют Пасху вдали от Родины.