Форд Мэдокс Браун «Прощание с Англией», 1855 год
Эта картина показывает нам людей, которые плывут на лодке по неспокойному морю. Погода стоит холодная и ветреная, порывы буквально сдувают пассажиров с борта. Что же заставило их отправиться в такое опасное путешествие?
Название картины «Прощание с Англией» говорит нам о том, что люди отплывают от берегов Великобритании. Это также можно понять по Белым скалам Дувра, виднеющимся на заднем плане.
Вдоль борта развешаны овощи, что намекает на довольно долгий путь. Склад продуктов также можно разглядеть на задней части лодки.
Публика на шлюпке подобралась разношёрстная, однако мы может заметить, что сидят здесь отнюдь не бедняки. Скорее всего, это представители среднего класса, отправляющиеся в другую страну в поисках лучшей жизни.
В те годы в Англии была волна эмиграции из-за экономического кризиса, когда страну покинуло множество представителей рабочего класса. Люди, в основном, отправлялись в колониальные территории Британской империи. Однако художник хотел показать, что уезжали даже более обеспеченные жители — настолько плохо было положение народа.
Форд Мэдокс Браун так писал о своей картине:
Образованные люди связаны со своей страной более тесными узами, чем неграмотные, для которых главное — еда и физический комфорт. Поэтому, чтобы представить сцену разлуки в её наиболее полном трагическом развитии, я выделил пару из среднего класса, достаточно высокого, образованного и утонченного, чтобы дать понять, от чего они сейчас отказываются. Но они достаточно стеснены в средствах, поэтому готовы мириться с неудобствами и унижениями, которые случаются с судном «все одного класса». Муж с горечью думает о разрушенных надеждах и разрыве всего, к чему он стремился. Горе молодой жены менее заметно. Возможно, оно ограниченное печалью разлуки с несколькими друзьями ранних лет. Все, кого она любит, плывут вместе с ней.
Семейную пару на первом плане художник списал с себя и своей жены. В то время он настолько нуждался, что сам готов был отправиться на заработки в Индию. Своё положение он тогда описывал как «очень трудное и немного сумасшедшее».
Вместе с супругами едет и их ребёнок — его маленькую ручку держит рука матери. Мужчина пытается защитить свою жену от ветра зонтиком, но это слабо помогает — мощные порывы мы можем увидеть по развевающейся розовой ленте.
Лодка плотно набита людьми, что делает путешествие ещё более опасным. Судно кажется слишком хрупким и шатким, особенно если кругом бушует мощный ветер.
Художник рассказал и других героях своей картины:
На заднем плане честная семья овощеводов: отец (мать умерла), старшая дочь и младшие дети. Отец курит трубку, а маленькая девочка ест яблоко. Ещё дальше сидит злыдень, который трясёт кулаком и отсылает проклятия своей родине, как-будто она виновата во всех его бедах; его старая мать упрекает его за сквернословие, в то время как друг-собутыльник с покрасневшим лицом высказывает одобрение.
Хотя Браун и не относился в братству прерафаэлитов, но придерживался многих концепций этого движения, например, тщательной проработке деталей. Одну только розовую ленточку на шляпке художник писал четыре недели.
Особого внимания также заслуживает и нитка, которой привязана шляпа к пуговице. Ведь, если бы её не было, шляпа улетела при первом же дуновении ветра.
Самому художнику повезло: картина имела большой успех и сразу же была продана. Это помогло улучшить материальное положение Брауна и позволило избежать опасного морского путешествия. Мастер остался в Англии и там продолжил писать свои картины.
Спустя 10 лет, художник создал копию картины «Прощание с Англией», которая написана акварелью. Она предназначалась для Джорджа Рея Беркенхеда, покровителя прерафаэлитов.
Есть версия, что часть этой картины написала дочь Брауна Кэтрин. Сейчас полотно хранится в Лондонской галерее Тейт. Оригинал находится в Бирмингемском музее.