Пимоненко Николай Корнилович «Сваты», 1882 год
На этой картине мы видим молодую девушку, которая сидит в своём доме на лавке. Но лицо её почему-то не радостное. Она отвернулась от гостей и опустила глаза. Видно, что красавице явно неловко. Что же происходит в этом доме?
На самом деле, в этом доме происходит совсем не печальное событие. Девушку хочет взять в жёны один из местных жителей, который прислал сюда сватов. Они договариваются о замужестве с матерью невесты, а сама она просто смущена, поэтому отвернулась и потупила взор.
Как можно понять по национальным костюмам, дело происходит в Малоросии, где девушки были довольно свободны в выборе мужа, однако последнее слово всё равно оставалось за родителями.
Хитрые парни, боясь получить отказ и опозориться, либо предварительно отправляли к девушке разведку, чтобы узнать заранее, как она отреагирует на его предложение, либо посылали сватов поздно вечером, когда на улице будет меньше любопытных глаз.
Если жених не нравился потенциальной невесте и её родителям, тогда сватам возвращали принесённый ими хлеб, а парубку передавали тыкву (гарбуз) – символ отказа.
Но в данном случае мы видим, что сватам удалось договориться, и встреча проходит в тёплой дружественной обстановке. Несмотря на всю серьёзность решаемого вопроса, сватовство в те времена проходило в шуточной форме, с весельем, юмором и прибаутками.
Один из сватов задумался и загляделся на невесту. По его взгляду видно, что красавица приглянулась ему, и он считает, что жених сделал правильный выбор.
Однако самой невесте веселиться во время сватовства не полагалось. Она должна была вести себя очень скромно и всячески демонстрировать застенчивость, что мы и видим на картине Пимоненко.
Художник очень реалистично передал быт и традиции жителей Малоросии. Зритель может ясно понять, как одевались в то время, как вели быт и хозяйство.
Мы видим, что хата невесты обставлена достаточно скромно, а пол очень похож не земляной. Но и слишком бедной семью назвать нельзя, так как в то время большинство жителей украинских сёл именно так и жили.
Дом кажется довольно пустым, но на самом деле, лавки, стол и печь — это всё, что стояло тогда на кухне.
Автор очень тщательно прописал иконы и это не случайно, ведь раньше он и сам писал иконы, а так же много вырезал по дереву.
В настоящее время картина выставляется в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко и пользуется большой популярностью у туристов.