Карл Шпицвег «Бедный поэт», 1839 год
На этой картине мы видим очень скромное жилище, в углу которого лежит пожилой человек. Он сильно беден и, возможно, болен, однако чем-то очень увлечён и, кажется, не замечает происходящих вокруг проблем. Кто же этот мужчина?
Этот человек является поэтом, который вынужден влачить жалкое существование. Его дом — крошечная комнатка на чердаке с прохудившейся крышей.
Старый и деформированный зонт защищает жильца от дождя, но, по видимому, он плохо помогает. Сквозь грязное и маленькое окно еле-еле проникает солнечный свет.
В каморке почти нет мебели. Кроватью поэту служит старый тюфяк, а столом — печка. Зато здесь мы можем видеть достаточное количество добротных книг в хорошем переплёте. Это значит, что все свои немногочисленные средства мужчина тратит на литературу, которая является смыслом его жизни.
Печку бедный поэт топит собственный рукописями, поскольку денег на дрова у него нет.
Поэт живёт в нищете, а, значит, его увлечение стихами не приносит дохода. Однако мужчина настолько увлечён своим занятием, что творящийся вокруг хаос совсем не трогает его.
Видно, что мастер тщательно подходит к своей профессии. держа во рту перо, он на пальцах пытается подсчитать количество строф, что поддержать нужный ритм произведения.
Картина выполнена в жанре бидермайер, который ещё называют «псевдоромантизмом». Этот стиль подразумевает написание обычных бытовых сцен с примесью идеализма. Его герои — это маленькие люди, мир которых показан ярким и привлекательным.
Например, домик этого бедного поэта, несмотря на всю нищету, выглядит невероятно милым и сказочным, а сам рифмоплёт похож на доброго волшебника типа Оле-Лукойе. Если представить себе, как выглядит это жилище в реальности, то картина будет совсем другой.
Когда Карл Шпицвег впервые представил эту картину в Мюнхене, общественность не восприняла её, поскольку работа не соответствовала общепринятым жанрам искусства. Однако стиль Шпицвега вскоре утвердился и полюбился большинству жителей Германии.
В итоге «Бедный поэт» так полюбился зрителям, что стал регулярной иллюстрацией к различным произведениям о творческих людях. Художник сделал три варианта картины, один из которых украден в 1989 году из берлинского замка-музея Шарлоттенбург и не найден до сих пор.
Другой вариант картины тоже крали, однако это произошло в политических целях. В 1976 году некий художник Улай вынес «Бедного поэта» из Национальной галереи в Берлине и повесил картину в доме турецкого мигранта, назвав это «политическим действием». Вор сам позвонил в музей и сообщил об этом, после чего экспонат вернули.
Третий вариант картины в настоящее время находится в мюнхенской картинной галерее Новая Пинакотека и пользуется большой популярностью у туристов всего мира.