Роберт Брейтуэйт Мартино «Пиччола», 1853 год
На этой картине мы видим хорошо одетого мужчину, который почему-то лежит на земле. Присмотревшись, рядом можно увидеть цветок, который пробивается через брусчатку. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картина называется «Пиччола» (от итальянского picciola «маленький»). Её написал художник Роберт Брейтуэйт Мартино, который входил в братство прерафаэлитов. Его работы отличаются тщательной детализацией и высокой реалистичностью.
Картина «Пиччола» основана на литературном произведении. Её сюжет отсылает нас к одноимённой новелле французского романиста Жозефа-Ксавье Сентина, главный герой которой является политическим заключённым. Согласно сюжету новеллы, граф Чарльз Веремон де Шарни попадает в тюрьму за заговор против Наполеона.
Находясь в тюрьме, граф заметил растение, пробивающееся между брусчатками его камеры. Это растение стало для Шарни сначала отвлечением, затем навязчивой идеей, затем страстью и, наконец, — символом жизни и любви.
Граф назвал растение Пиччола и стал наблюдать за его развитием, проявляя постоянную поддержку и заботу. Маленький цветок, который растёт и выживает благодаря заботе Шарни в таком зловещем месте, как тюрьма, стал образом силы природы и настойчивости.
Шарни следует примеру цветка и стремится обогатить свой разум и душу среди стен, которые его заточают. Именно это мы и видим на картине художника — граф лежит возле своего подопечного и бережно поливает его, а рядом лежит книга, которая повышает духовность самого заключённого.
Книга придавлена камнем, который похож на человеческий мозг, что тоже является очень символичным. Благодаря ей разум Шарни не погибает в заключении, а, наоборот, развивается и процветает, как и маленькое растение.
Художник, конечно, немного приукрасил сюжет, «одев» заключённого в модный дорогой сюртук и шляпу. Да и окружающая обстановка скорее похожа на просторный тюремный двор, а не на тёмную маленькую камеру. Но смысл картины от этого не меняется и остаётся хорошо понятным человеку, знакомому с новеллой о графе и его растении.