Павел Федотов «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)», 1846 год
На этой картине мы видим мужчину средних лет, который важно стоит посреди комнаты, поджав губы и тычет пальцем в крестик на груди. На него снисходительно смотрит молодая женщина, стоящая рядом и протягивающая ему сапог. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал знаменитый художник Павел Федотов, который любил писать сюжетные полотна с элементами сатиры. В своих работах он воплощал целые жизненные истории, которые разоблачали людские пороки. Не стала исключением и картина «Свежий кавалер», также известная под названием «Утро чиновника, получившего первый крестик».
Первое название полотна не очень внятно даёт понять ситуацию, но зато второе говорит само за себя. Художник изобразил на своей картине чиновника невысокого ранга, который получил свой первый орден. Мужчина бурно отмечал всю ночь своё награждение, что видно по бутылкам на столе и грандиозному беспорядку.
Облачившись в полосатый халат, ещё не протрезвевший чиновник демонстрирует свой орден кухарке, только вот она явно не воспринимает своего хозяина всерьёз, показывая ему его дырявые сапоги.
Приглядевшись, на картине можно увидеть ещё одного персонажа — отставного солдата с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Он ещё не отошёл от вчерашнего гулянья и спит под столом. На первый взгляд он даже не заметен в тени, чтобы его увидеть, нужно хорошо присмотреться.
Сам Павел Федотов так описывал картину «Свежий кавалер»:
«Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.
На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь».
В своём описании художник намекает на то, что чиновник сожительствует со своей кухаркой, в результате чего она ждёт от него ребёнка. Любовные отношения с прислугой закрывают герою путь в высшие слои общества, ограничивая его общение низшими социальными классами.
Картина была хорошо воспринята зрителями, но раскритикована цензорами. Они потребовали убрать с неё орден, из-за неуважительного к нему отношения. Однако сделать это художник не мог, поскольку именно в ордене и был весь смысл картины.
Федотову ничего не оставалось делать, как продать картину частному коллекционеру — тайному советнику Ф. И. Прянишникову, который изначально предлагал тысячу рублей, но после критики снизил цену до пятисот. В 1867 году, после смерти Прянишникова, «Свежий кавалер» был передан в Румянцевский музей, а в 1925 — в Третьяковскую галерею.