Николай Пимоненко «Надзюзюкався», 1909 год
На этой картине мы видим нескольких мужчин и двух женщин, которые стоят во дворе украинского хутора. Они заняты очень странным делом — поливают водой лысого беднягу, который даже не может стоить на ногах. Что же с ним произошло?
Картину написал жанровый живописец Николай Пимоненко, которого называли «певцом украинского села». Очень много полотен он посвятил жизни простых малороссийских крестьян. Причём все изображённые художником сцены были абсолютно реальными, а все прототипы персонажей были его соседями.
На этой картине Пимоменко изобразил сильно напившегося мужичка, назвав полотно украинским словом «Надзюзюкався» (то есть напился в зюзю). Художник даже изобразил рядом свиней, чтобы была больше понятна степень опьянения главного героя — мол, напился как свинья.
Поэтому-то жена и отливает его водой, в надежде, что это поможет пьянице хоть чуточку протрезветь. У двери в дом стоит его молодая дочка. Она отошла в сторону и испытывает неловкость за своего непутёвого отца.
Жене пришлось привлечь соседей, чтобы они помогли ей справиться с горе-супругом. Мужики держат его под руки, чтобы жене было удобнее поливать его водой.
Очень интересно выглядит персонаж в чёрном головном уборе. Он грозит пальцем напившемуся приятелю и читает ему нотации. Похоже, что этот мужчина и сам не очень-то трезв. Возможно, эти два друга пили вдвоём, но бородатый оказался крепче и смог привести своего собутыльника домой.
Николай Пимоненко очень ярко и колоритно изобразил как сцену вытрезвления крестьянина, так и общий стиль жизни малороссийского села.
Последние годы жизни художник жил в Киеве, а всё лето проводил в загородном доме в селе Малютянка, где у него была оборудована полноценная мастерская. Именно здесь и были созданы его лучшие картины, в том числе и полотно «Надзюзюкався».
Так в воспоминаниях писала жена художника Александра Владимировна:
«Лучшие картины Николай Корнилович написал в Малютянке. В сознании как-то незаметно укоренилось: нигде он не сможет так плодотворно работать, как в этом селе, среди знакомых с детства людей».
Сохранились уникальные фотографии, на которых Николай Пимоненко изображён в своей мастерской.
Художник всегда носил с собой с собой маленькую шкатулку с полотном, кистями, красками и альбомчик с карандашом, чтобы ничего не пропустить. Он писал реальные сюжеты с реальными людьми, именно поэтому все его картины такие натуральные, живые и естественные.