Жан-Батист Грёз «Разбитые яйца», 1756 год
Французский живописец Жан-Батист Грёз был мастером жанровой живописи и часто изображал сцены из повседневной жизни.
На этой картине мы видим молодую женщину, которая грустно сидит возле корзинки с яйцами. Несколько разбитых яиц лежат рядом на полу. Злобная старуха готова накинуться на девушку, её пытается удержать молодой человек. Что же здесь происходит?
На полотне изображена сцена из французского быта. Служанка принесла с рынка яйца, но маленький мальчик, который, скорее всего приходится сыном хозяйке дома, полез в корзину и разбил несколько яиц. Одно из яиц он смял прямо в руках и его содержимое стекает на пол.
Причастность мальчика также выдаёт и его шляпка, оставленная впопыхах возле корзины.
Хозяйка дома рассвирепела и готова просто накинуться на бедную девушку, которая, по всей видимости, ни в чём не виновата. Хозяйский сын пытается остановить свою мать, убеждая её в том, что девушка ни при чём, и вообще, ничего страшного не произошло.
Видно, что парень, в отличие от свой матери, обладает добрым и мягким нравом. Кроме того, можно заметить, что к служаке он испытывает нежные чувства. Не исключено, что между ними есть романтическая связь. Это вполне вероятно, учитывая, что XVIII веке во Франции разбитые яйца считались символом потери невинности.
Возможно, маленький мальчик в курсе романтических отношений между братом и служанкой. Это ему не нравится и он всячески ей вредит. Служанку он явно недолюбливает, что можно увидеть по его не по-детски хмурому и недовольному выражению лица.
Служанка же просто сидит с грустным видом и молча ожидает своей участи. Она знает, что ей достанется за яйца и уже готова понести наказание, которого не заслужила. Однако художник оставил зрителям надежду, что молодой человек всё же сможет утихомирить свою мать и гроза минует девушку.
Хотя, не исключено, что хозяйка её недолюбливает, и использует любой повод чтобы сорвать свою злобу. Возможно, она тоже догадывается об амурных похождениях сына.
Картина «Разбитые яйца» получила высокие оценки критиков. Один из них отметил, что благородная поза молодой служанки «достойна кисти исторического художника».
В настоящее время картина находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке, куда была передана в 1920 году.