Жюль Бастьен-Лепаж «Деревенская любовь», 1882 год
Перед нами знаменитая картина французского художника Жюля Бастьен-Лепажа под названием «Деревенская любовь». На ней мы видим двух молодых людей, которые стоят по разные стороны покосившейся изгороди. Парень и девушка мило беседуют и, вероятно, пытаются признаться друг другу в чувствах.
Девушка стоит спиной, поэтому мы не видим её лица. Она сняла платок, который висит теперь на изгороди, показав зрителю две тоненькие косички. Лицо парня можно хорошо разглядеть. Видно, что в данный момент он смущён, поскольку делится со своей возлюбленной самым сокровенным — своими чувствами, а может просто подбирает подходящую тему для разговора.
Картина написана в стиле натурализма — любимом стиле Бастьен-Лепажа. Просто удивительно, насколько реалистично прорисованы люди, дома и природа вокруг. Художник смог грамотно передать особенности времени года, переливы цвета листвы и травы, земляную фактуру.
Одежда молодых людей изображена в духе того времени. Хорошо видно, что это простые крестьяне. Возможно, их дома расположены по соседству и разделены той самой изгородью, возле которой они и встретились. На парне надет рабочий фартук — значит он занят каким-то ремеслом.
Очень чётко мастер изобразил лица героев, их эмоции и чувства. Например, девушку мы видим только со спины, но хорошо можем понять, что она смущается. Нежный и приятный колорит картины создаёт ощущение глубокого искреннего чувства.
«Деревенская любовь» считается одним из самых удачных произведений Бастьен-Лепажа. Она с восторгом воспринялась критиками и другими художниками. Многие русские мастера живописи высказали мнение, что картина больше русская, чем французская. Худочник Михаил Нестеров даже высказал мнение, что это полотно должно висеть в храме:
Мнение же мое было таково: картина «Деревенская любовь» по силе, по чистоте чувства могла быть и в храме. Картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русская, чем французская. Перед картиной «Деревенская любовь» обряд венчания мог бы быть еще более трогательным, действенным, чем перед образами, часто бездушными, холодными. Бастьен-Лепаж поэтическим языком в живописи выразил самые чистые помыслы двух любящих, простых сердцем людей.
Высоко оценил картину и Валентин Серов, который был знаком с творчеством Бастьен-Лепажа по московскому собранию С.М. Третьякова и часто говорил:
Я каждое воскресенье хожу туда смотреть «Деревенскую любовь».
Художник Виктор Борисов-Мусатов настолько проникся картиной, что даже посвятил ей стихотворение:
Давно ли был мой идеал
Учитель Коновалов наш?
Но в Третьяковке побывал —
В мечтах один Бастьен-Лепаж.
Бастьен-Лепаж вдохновлял и многих других художников. Он прожил всего 36 лет, но оказал большое влияние на европейскую живопись.
В Третьяковскую галерею «Деревенская любовь» попала 1885 году, после того как Сергей Третьяков приобрёл её на посмертной распродаже полотен Бастьен-Лепажа в парижской галерее Жоржа Пети. С тех пор она украшает российские выставки. В настоящее время картина находится в Пушкинском музее в Москве.