Карл Брюллов «Дама у фортепьяно», 1838 год
На этой картине мы видим молодую миловидную даму в белом платье, которая стоит в задумчивости возле фортепиано. Одной рукой черноволосая красавица касается клавиш, другой держит синюю бархатную накидку.
Казалось бы ничего необычного, но Карл Брюллов изобразил на этом портрете свою первую и единственную жену, брак с которой продлился всего 41 день.
Почему же так получилось?
Живописец Карл Брюллов за свою жизнь не раз влюблялся и имел много романов, даже довольно серьёзных и долгоиграющих. Однако жениться он не собирался, чтобы не отягощать себя семейными узами.
Однако, когда Брюллову стукнуло 39 лет, он вдруг поменял своё решение.
В 1838 году Карл, будучи уже известным художником, в одном из петербургских салонов увидел 17-летнюю Эмилию Тимм, которая исполняла на фортепиано каватину из «Нормы».
Живописец был сражён наповал и влюбился без памяти. Он принялся ухаживать за юной красавицей и довольно быстро сделал ей предложение.
Когда Эмилия ответила согласием, Брюллов был вне себя от счастья. За время ухаживаний окрылённый художник написал несколько портретов своей невесты.
Образ Эмилии влюблённый Брюллов запечатлел даже на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие». Художник придал Марии Магдалине черты своей невесты.
Но за несколько дней до свадьбы Брюллова как подменили. Он стал мрачным и хмурым, даже друзья его не узнавали.
Друг Блюллова поэт Тарас Шевченко, который был на свадьбе Карла и Эмилии оставил воспоминание:
«Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту».
Свадебная церемония прошла очень тихо и скромно и супруги стали жить вроде бы даже счастливо.
Однако через 1 месяц и 11 дней Эмилия сбежала от супруга в отчий дом и больше к нему не вернулась.
Карл с напускным весельем сообщил Тарасу Шевченко: «Можешь поздравить, я — снова холост». После этого художник на две недели слег в постель. По столице поползли различные слухи.
Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились.
В свете поговаривали, что юную красавицу отпугнул характер художника, который отличался импульсивностью, суровым нравом, эгоистичностью и вспыльчивостью.
Однако именно Брюллов стал добиваться развода, который он получил только спустя 2 года.
Развод подорвал репутацию живописца, картины которого перестали покупать.
А вот Эмилия в 23 года благополучно вышла замуж второй раз, причём очень удачно. В браке она занималась музыкой, брала уроки у Шопена и даже открыла музыкальный салон.
После развода художник закрасил лицо у женщины на картине «Дама у фортепиано» .
Также он написал эскиз «Невинность, покидающая землю», так и не ставший картиной. В образе невинной красавицы угадываются черты лица Эмилии, поэтому считается, что набросок хранит тайну случившейся трагедии.