Жан Оноре Фрагонар «Качели», 1767 год
На этой картине мы видим молодую барышню, игриво раскачивающуюся на качелях. Её окружают пышные деревья и кустарники, а также статуи маленьких ангелочков. На первый взгляд картина кажется вполне приличной, однако среди современников её сюжет признан весьма фривольным. Давайте попробуем разобраться, почему же так произошло.
Картину создал французский живописец Жан Оноре Фрагонар по заказу одного из придворных Людовика XV. Заказчик хотел получить сюжетный портрет себя и своей любовницы, причём изначально полотно должен был писать другой художник — Габриэль Франсуа Дуайен, но тот не решился браться за такую фривольную историю и передал заказ Фрагонару.
В чём же заключается непристойность такой, казалось бы, безобидной картины? Дело в том, что если приглядеться, то, кроме барышни, на картине можно увидеть ещё и двух мужчин. Один из них постарше, возможно, муж. Он сидит сзади на лавке и раскачивает свою супругу.
Второй же мужчина совсем молодой. Он спрятался в кустах на переднем плане, аккурат в том месте, куда долетают раскачивающиеся качели. Красавица заметила поклонника и специально или случайно подняла ножку, из-за чего подол её платья приподнялся.
Движение ногой стоило даме одной туфельки, которая соскочила с ноги и отлетела в сторону. А молодой человек в изумлении приоткрыл рот и вывалился из кустов.
Именно момент приподнятого платья и считался в то время непристойным, хотя с первого взгляда всё выглядит вполне прилично. В наше время никто бы и внимания не обратил на такую мелочь, но тогда подобное поведение было недопустимо и сильно осуждалось обществом. Поэтому картина считалась неприличной.
Очень интересно автор нарисовал ангелочков. Малыши внизу выглядят испуганными. Они явно не одобряются такой поступок — один из них даже отвернулся, чтобы не видеть подобного безобразия.
А вот у ангелочка постарше совсем другая реакция. Судя по всему, это Амур — божество любви, которое в мифологии является олицетворением любовного влечения.
Амур прикладывает палец к губам, словно говоря женщине, что её поступок будет их секретом.
В целом, несмотря на фривольность, картина написана очень талантливо. «Качели» Фрагонара считаются одним из шедевров живописи эпохи рококо, который вполне можно рассматривать как классику жанра. Тем более печально, что сам художник умер всеми забытый и в полной нищете, как часто это бывает с талантливыми мастерами.
Картина «Качели» несколько раз меняла своего обладателя, пока, наконец, не осела в Собрании Уоллеса в Лондоне, где находится и по сей день.
А еще следует добавить, что женские панталоны вошли в обиход лишь в XIX веке, да и те не были сшиты в промежности. Соответственно, под юбкой платья фижмы (каркас), нижняя юбка и все. Поэтому картина еще более фривольная, если знать такую подробность :)))