Максимов Василий «Всё в прошлом», 1889 год
На этой картине мы видим двух пожилых женщин, которые расположились в тени небольшого деревянного домика. Одна старушка занята вязанием, а вторая предалась воспоминаниям. На тропинке мирно спит местная собачка. Обстановка вокруг спокойная, тихая и умиротворённая.
Эта картина в своё время прославила художника и позволила ему хорошо заработать. Она настолько пронзительна и живописна, что пользуется популярностью у зрителей до сих пор, хотя с момента написания полотна прошло более 130 лет.
Василий Максимов назвал свою работу «Всё в прошлом». Он очень долго работал над сюжетом и сделал множество эскизов. На написание этой картины художника вдохновила усадьба Любша в Тверской области, которая досталась ему в наследство от тёщи.
Дочь художника Ариадна Максимова-Скалозубова так описывала усадьбу:
«Любша — это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу, обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада, под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций, малины, крыжовника, смородины».
Именно этот запущенный сад и стал декорацией для картины, а прототипом заколоченного дома стал соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой. Этот дом изображён на этюде, который был создан Максимовым в начале 1880-х годов, а потом хранился у его дочери.
Над картиной «Всё в прошлом» художник трудился два года. Он очень внимательно походил к деталям, стараясь сделать всё как можно реалистичнее. Сам Максимов вырос в деревне, в окружении русской природы и сельских многовековых традиций, поэтому старался как можно точнее перенести свои воспоминания на полотно.
Изначально мастер назвал картину «Забытая усадьба», но потом решил переименовать на «Всё в прошлом». Последнее название работы закрепилось и сохранилось до сегодняшнего дня.
Главными героинями сюжета стали две пожилые дамы, которые расположились возле деревянного домика. В глаза больше бросается более богатая старушка — барыня. Она владелица усадьбы, но, видимо, уже не в состоянии содержать её, поэтому всё вокруг пришло в упадок и запустение.
Некогда шикарный дом, стоящий на заднем плане, теперь заколочен, а барыня со служанкой переехали в маленький деревянный домик-флигель. Молодёжи в семье либо нет, либо они проживают отдельно и не сильно интересуются состоянием усадьбы.
Старой барыне остались одни только воспоминания о былой молодости, да редкие беседы со своей служанкой, которая тоже состарилась в этом поместье. Художнику хорошо удалось изобразить контраст между этими двумя женщинами.
Картина «Всё в прошлом» получилась такой душевной и тёплой, что просто произвела фурор на выставке передвижников в Москве и Петербурге. Её сразу же купил для своей галереи Павел Третьяков.
Однако он был не одним желающим приобрести эту работу. К Максимову сразу же выстроилась очередь из тех, кто захотел повесить у себя дома такое же полотно. Художник в то время сильно нуждался в деньгах, поэтому не отказывался от работы.
Таким образом, остаток своей творческой деятельности Маскимов фактически посвятил тому, что писал копии картины «Всё в прошлом». Всего было создано более 40 авторских повторений.
Художник Яков Минченков так писал о Максимове в своих «Воспоминаниях о передвижниках»:
Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича.