Исаак Левитан «У омута», 1892 год
На этой картине мы видим небольшую речушку, окружённую непроходимым лесом. Через неё перекинут узкий бревенчатый мостик, который также играет роль небольшой плотины.
Пейзаж на первый взгляд кажется спокойным и умиротворённым, однако, приглядевшись к нему, можно почувствовать гнетущую атмосферу вокруг. Почему же так произошло?
Картина «У омута» написана Иссаком Левитаном в Тверской губернии у реки Тьмы в окрестностях села Берново. Там неподалёку он гостил у Лидии Мезиновой вместе со своей неизменной спутницей Софьей Кувшинниковой.
Художник всё время находился в поисках уникального живописного места для создания пленэрных этюдов. Для этого он преодолевал десятки километров вокруг, пока не нашёл, наконец, этот прекрасный тихий омут.
Уютный лесной водоём так вдохновил Левитана, что тот сразу же принялся делать наброски. Художника за работой увидела, жившая неподалёку в своём имении, дворянка Анна Николаевна Вульф. Она рассказал мастеру интересную историю, которая связана с этим местом.
Когда-то здесь была мельница, на которой жили мельник и его дочка. Земли эти принадлежали деду Анны Николаевны Ивану Ивановичу, который был женат и имел пятерых детей, но часто заглядывался на крепостных девушек. Понравилась ему и дочка мельника. Только вот она сама любила конюха, собиралась за него замуж и даже ждала ребёнка.
Узнав о беременности крестьянки, барин отправил конюха в солдаты. Служили по тем временам очень долго, поэтому несчастная девушка от безысходности утопилась.
Анна Николаевна также поведала художнику, что этой историей вдохновился Пушкин, создав на её основе драму «Русалка». Узнав это, Левитан с ещё большим энтузиазмом принялся за картину, отдавая ей всё своё время. Именно благодаря мрачной истории, пейзаж наполнился гнетущей атмосферой.
Так вспоминала о создании полотна Софья Кувшинникова:
Сделав маленький набросок, Левитан решил писать большой этюд с натуры, и целую неделю по утрам мы усаживались в тележку — Левитан на ко́злы, я на заднее сиденье — и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно. Затем с моим отъездом в Москву Панафидины предложили Левитану перебраться к ним, в Покровское, и тут в отведенном ему под мастерскую большом зале он написал свою картину.
Картина «У омута» была написана в 1892 году и сразу же приняла участие в выставке передвижников, откуда была куплена Павлом Третьяковым. Полотно является частью коллекции Третьяковской галереи и по сей день.