Сергей Алексеевич Григорьев «Вернулся», 1954 год
На этой картине мы видим сцену, происходящую в квартире простой советской семьи. За столом сидит мама, вокруг неё дети. На детском столике, виновато опустив голову, одиноко сидит отец. Как видно, никто не спешит бросаться ему на шею. Но почему? Какая драма произошла в этой семье?
Автор назвался картину «Вернулся». Согласно его собственной трактовке, здесь изображён ушедший из семьи мужчина, который вдруг почему-то одумался. Сначала художник хотел назвать полотно «Возвращение в семью», что говорит о благополучном разрешении конфликта. Но в процессе работы он решил слегка изменить сюжет, оставив его в «подвешенном» состоянии. Мастер предлагает зрителю самому додумать, как примет семья блудного отца.
На этом полотне мы видим, что пока мужчину здесь видеть не готовы. На маленьком столике лежат подарки, но дети к ним даже не притронулись. Девочка явно напугана: она спряталась на стул, но всё же с любопытством выглядывает оттуда, пытаясь понять, что за мужчина к ним пришёл. В силу своего возраста, она почти не помнит отца и не хранит к нему родственных чувств.
Мальчик смотрит с явным осуждением. Он уже достаточно взрослый и может здраво оценивать ситуацию. Скорее всего, весь изначальный конфликт разгорался на его глазах. У мальчика враждебная поза и хмурый взгляд, он стоит рядом с матерью, как бы показывая, что полностью поддерживает её.
Сама женщина смотрит на бывшего мужа скорее с жалостью, чем с осуждением. Её лицо очень доброе и красивое. Вероятно, её боль уже давно прошла и всю себя она посвятила детям. Готова ли она снова менять свою жизнь?
Отец семейства явно не рад такому приёму. Он подавлен, угрюм и нервно курит, сбрасывая пепел на пол. Художник Фёдор Решетников в статье о картине отмечает, что тяжёлый ботинок отца рядом с хрупким игрушечным сервизом дочери и пепел его сигареты, падающий на ковёр, показывают всю неуместность ситуации. Нежданный гость нарушил сложившийся мирок своей бывшей семьи и внёс в неё острый конфликт.
Картина «Вернулся» оставила широкий отклик в сердцах зрителей и привлекла внимание многих критиков. Общественный деятель и искусствовед А. М. Членов так писал об этой произведении:
«Художник не скрывает ни слабостей своих героев, ни тяжести их переживаний, глядя на картину, мы понимаем, что решение может быть не одно, что узел, запутанный годами, не разрубишь легко за одну минуту. Мы задумываемся над всей прошлой жизнью этих людей, над тем, какая серьёзная и непростая вещь умение построить настоящую семью»
Живописец Фёдор Решетников также высказывался о значимости и популярности картины:
«Когда на выставке 1954 года украинский художник С. А. Григорьев впервые показал зрителям картину „Вернулся“, о ней заговорили. Зал, где была она вывешена, был полон народу. Люди не спешили отойти от картины. А после бывало, что не день, не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами о том: „Простит она его или не простит?“»
Стоит отметить, что большинство критиков выражали сочувствие женщине и осуждали её мужа. Вероятно, такие же чувства были и у самого автора картины, что можно заметить из внешности главных героев. Женщина, несмотря на личную трагедию, по-прежнему молода и красива, а её бывший супруг седой и неухоженный, его лицо одутловатое и преждевременно состарившееся.
Искусствовед Т. Г. Гурьева так оценивала главного героя:
«В его образе мы не находим черт, могущих быть опорой и оправданием для той любви, которую испытывала к нему жена, может быть, склонная даже и простить его не только ради семьи, но и ради него самого».