Почему один из арестантов на этой картине в розовом платье

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888 год

На этой картине мы видим начавшуюся казнь. Палач замахивается мечом, чтобы отрубить голову арестанту в кандалах, но пожилой мужчина пытается помешать ему. Два других арестанта удивлённо смотрят на происходящее, причём выглядят они довольно странно: один из них одет в розовое платье. Что же здесь происходит?

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888 год
Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888 год

Эту картину написал Илья Ефимович Репин, назвав работу «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». Сюжет произведения появился у автора спонтанно, в ходе работы над портретом Николая Чудотворца.

Репин периодически приезжал в Николаевский женский монастырь в селе Стрелечьем Харьковского уезда, чтобы навестить свою двоюродную сестру Эмилию. Игуменья этого монастыря и попросила художника написать портрет Святого Николая. В начале мастер рисовал лик в стиле иконописи, но потом увлёкся и создал большую картину с драматическим сюжетом.

Сюжет полотна имеет историческую подоплёку и был взят из византийской летописи. Он основан на истории из жизни Николая Чудотворца, который узнал, что трое невиновных людей осуждены на казнь из-за подкупа. Святой тут же пошёл на место казни и остановил её.

Византийский писатель Симеон Метафраст так описал этот случай:

Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…

Именно этот момент и изобразил на своём полотне Илья Репин. Мы видим, что осуждённые на казнь восхищены и удивлены таким поступком. Самый пожилой из них тянет руки к святому, двое других также готовы преклониться перед ним.

Приглядевшись к картине, многие замечают, что молодой арестант облачён в короткое розовое платье, что на первый взгляд может показаться странным.

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», фрагмент
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», фрагмент

Но на самом деле в этом нет ничего странного, поскольку это могла быть его обычная одежда. Ведь Николай Чудотворец жил на территории бывшей Византии в IV веке, а в то время мужчины носили короткие и подпоясанные туники, как мы и видим на картине. Туника с длинными рукавами была главным элементом мужского костюма, а шёлк и пурпурный краситель стали в Византии государственной монополией.

Харизматичного юношу Репин писал с поэта Дмитрия Мережковского. Для образа Николая Чудотворца позировал поэт Аполлон Майков, натурщиком для палача был живописец Николай Кузнецов, а в спасённом арестанте можно увидеть черты писателя Иеронима Ясинского.

Репин написал два повторения картины, одно из которых было всё же передано Николаевскому женскому монастырю. Однако в 1930 году монастырь закрыли и картина пропала. В 1934 году полотно было найдено в квартире председателя местного совета, после чего изъято и передано в Харьковский художественный музей.

Повторный вариант картины 1890 года
Повторный вариант картины 1890 года

Первоначальный вариант был восторженно встречен публикой на 17-ой выставке передвижников. Писатель Николай Лесков так написал Репину о его работе:

Приветствую большой и несомненный успех Ваших произведений. На выставке нет ничего лучше „Св. Николая“ и портрета Глазунова. Похвалы Вам единогласные. Стоят картины прекрасно, и лучшего им не надо.

Лев Толстой двояко высказался о картине. Он отметил хороший сюжет:

У Репина представлено то, что человек во имя Христа останавливает казнь, т. е. делает одно из самых поразительных и важных дел.

Но в то же время Толстой раскритиковал саму постановку картины:

У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно, что на словах это бы ещё точнее можно сказать. Сказано, и больше ничего. Помешал казнить, ну что ж? Ну, помешал. А потом? Но мало того: так как содержание не художественно, не ново, не дорого автору, то даже и то не сказано. Вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь.

На выставке картина была приобретена императором Александром III и отправлена в Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, где и находится до сих пор.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: